Кто такой директор по развитию
Директор по развитию – это менеджер высшего звена, который занимается координацией работы всей компании или отдельных проектов, направленных на расширение бизнеса и улучшение его показателей.
Главная задача директора по развитию – укрепить позиции компании на рынке, увеличить прибыль и расширить сферу влияния. При этом надо сделать бизнес более конкурентоспособным, гибким и эффективным, снизить количество ошибок.
Есть два принципиально разных подхода к работе этого топ-менеджера:
- Человек, который занимается важными и несрочными проектами – теми вопросами, до которых у текущих руководителей зачастую «не доходят руки».
- Специалист, который «тушит пожары» и работает скорее как антикризисный управляющий – помогает бизнесу в сложных ситуациях и при форс-мажорах.
Первый подход делает компанию более успешной и стабильной в долгосрочной перспективе, это «игра на опережение» рынка. Ко второму варианту чаще прибегают в случае острой необходимости, когда бездействие грозит убытками и закрытием бизнеса.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Сегодня все больше компаний принимают в штат директора по развитию. Как правило, в его команду входит еще аналитик и менеджеры проектов. Другие руководители при этом могут находиться в функциональном подчинении у такого специалиста.
Что делает директор по развитию
Развивать компанию можно разными способами, поэтому выделяют несколько видов этой должности:
- директор по стратегическому развитию – занимается всей компанией;
- руководитель по развитию определенного направления бизнеса.
Функционал у специалистов разных уровней отличается. Так директор по стратегическому развитию проводит аудит всей организации, выделяет ее сильные и слабые стороны, затем выполняет анализ рынка и дает рекомендации по улучшению позиций компании.
План мероприятий директора по развитию может быть рассчитан на несколько лет или десятилетий вперед: он включает анализ рынка и трендов, финансовые расчеты необходимых вложений, их окупаемости и других экономических параметров.
{{cta_op_banner}}
Глобально стратегический директор занимается тем, что:
- организует работу прогнозистов и аналитиков компании;
- ищет перспективные направления развития и формирует управленческую стратегию;
- вносит предложения по оптимизации процессов и снижению расходов;
- налаживает коммуникации и работу отделов;
- управляет изменениями и контролирует реализацию ключевых проектов;
- привлекает крупных партнеров и инвесторов для развития компании;
- масштабирует бизнес, развивает бренд и выводит фирму на качественно новый уровень работы.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Если директору поручают развивать определенное направление, то такой специалист будет больше заниматься не стратегическими, а тактическими задачами.
К примеру, в торговой компании директор по развитию:
- улучшает политику продаж и повышает уровень сервиса;
- ищет новые рынки сбыта и открывает филиалы;
- выходит на новые сегменты потребителей;
- совершенствует ассортиментную политику – предлагает ввести новые товары или услуги.
В промышленной компании такой специалист решает вопросы, связанные с производством:
- модернизирует его и внедряет новые технологии;
- улучшает качество продукции, по возможности снижает ее себестоимость;
- управляет каналами закупок сырья;
- сокращает производственный цикл;
- оптимизирует логистику и т. д.
Иначе говоря, директор по развитию бизнеса руководит масштабными проектами, которые позволяют качественно улучшить работу компании, увеличить ее прибыль и снизить издержки.
Когда нужен директор по развитию
В небольших компаниях вопросы, которыми обычно занимается директор по развитию, ложатся на плечи руководителей других отделов: маркетинга, продаж и производства. Стратегическими проектами и разработкой общего плана действий, как правило, руководит собственник организации.
Но чем больше бизнес, тем больше внимания требуют текущие операционные задачи. Поэтому на внимательное долгосрочное планирование и поиск новых возможностей зачастую не хватает времени и сил. В этом случае и привлекают отдельного специалиста – директора по развитию.
Специалиста по развитию чаще всего берут в штат компании. Однако, иногда приглашают и внешних консультантов, которые работают в агентстве или на аутсорсе.
Директор по развитию приносит пользу на любых этапах работы компании. При запуске бизнеса он помогает выбрать правильную стратегию, которая быстро приведет к результату с наименьшими затратами ресурсов. В устоявшейся компании находит точки роста и возможности для масштабирования, а в период стагнации, кризиса или угасания подсказывает, как снизить риски и выйти из сложной ситуации.
Есть отдельные случаи, когда особенно важно нанять директора по развитию:
- Быстрое изменение ситуации на рынке. Если внешние обстоятельства – конкурентное окружение, законодательная база или потребительские тренды – меняются стремительно, то лучше нанять отдельного человека, который будет «держать руку на пульсе». Так вы успеете вовремя принять меры при необходимости.
- Масштабные планы развития. Если у компании амбициозные планы на будущее, например, по завоеванию рынка или расширению производства, то логично пригласить специалиста, который будет управлять этими изменениями.
- Запутанная и сложная оргструктура. Если в организационной структуре слишком много уровней и согласования занимают много времени, то директор по развитию ускорит их – поможет оптимизировать процессы и коммуникации.
Таким образом, если у текущих руководителей не хватает времени и внимания на то, чтобы системно и вдумчиво заниматься исследованием рынка, оптимизацией бизнеса и тестированием новых идей, то есть смысл нанять директора по развитию.
Важный момент: часть полномочий топ-менеджеров и линейных руководителей перейдет к директору по развитию. Если сотрудники не готовы разделить с ним свои права и обязанности, то лучше не приглашать такого специалиста.
Если развитие для компании не актуально, к примеру, она является монополистом на рынке и конкурентов нет, то нанимать такого топ-менеджера не нужно.