Стратегическое мышление — это навык, который полезен для каждого человека. Этот навык можно применять как для ведения бизнеса, так и для планирования различных ситуаций в повседневной жизни. Люди, которые умеют мыслить стратегически, могут продумывать свою жизнь и работу таким образом, чтобы прийти к нужному результату, несмотря на кризисы и различные неурядицы.
В статье рассказываем, как развивать стратегическое мышление, какие инструменты в этом помогут. Делимся примерами разработки стратегий в бизнесе и жизни.
{{cta_banner}}
Что такое стратегическое мышление и для чего его развивать
Стратегическое мышление — это умение принимать решения, которые приведут к нужной цели. Это способность замечать детали, предугадывать их последствия, использовать анализ для достижения цели. Обычно такое мышление нужно, чтобы просчитать разные варианты развития событий, а затем составить план действий, которые помогут добиться результата.
Есть выражение «мыслить стратегически» — когда человек понимает, чего хочет достичь и как к этому прийти. Человек, который умеет мыслить стратегически, использует имеющиеся ресурсы, чтобы достичь нужного результата.
Пример: руководитель компании, которая разрабатывает программное обеспечение в сфере информационной безопасности, хочет увеличить узнаваемость компании. Он изучает целевую аудиторию и видит, что стандартная схема увеличения узнаваемости с помощью социальных сетей не подходит.
Предприниматель собирает и анализирует информацию о своих клиентах, разрабатывает стратегию рекламы в специализированных журналах, которые читают руководители отделов безопасности. Если компанию будут часто упоминать в профильных журналах, именно это поможет бренду стать узнаваемым.
Таким образом стратегический склад ума помог человеку выбрать правильную и эффективную тактику управления компанией для достижения своей цели: увеличения узнаваемости бренда.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Но стратегическое мышление пригодится не только бизнесменам, оно полезно для каждого человека в обычной жизни. Вот три причины, зачем использовать стратегическое мышление:
- чтобы ставить долгосрочные цели;
- чтобы разработать план, как их достичь;
- чтобы учесть все факторы, которые могут повлиять на результат.
Стратегический склад ума позволяет предпринимать правильные действия в условиях, когда нужно быстро изменить планы. Например, в период пандемии многие руководители компаний придумывали новые варианты услуг, чтобы поддержать бизнес.
Супермаркеты и рестораны ввели новую услугу бесконтактной доставки еды, чтобы не пришлось закрыться во время локдауна. Это было стратегически верное решение для многих компаний, так как услуга доставки оказалась востребована не только во время пандемии, но и после того, как она закончилась.
Стратегическое мышление для жизни
Стратегическое склад ума помогает человеку добиться поставленных целей, а это значит, что его можно применять практически для любых задач в повседневной жизни. Конечно, для того чтобы приготовить на ужин мясо по-французски, стратегически мыслить не нужно. Но этот навык необходим для управления финансами. Или для того, чтобы найти и купить новую квартиру, построить дом, накопить деньги на машину, разработать свою стратегию карьерного роста.
Пример: через год вы должны купить новую машину стоимостью 6 млн рублей, сейчас есть только 4 млн рублей. За год нужно накопить еще 2 млн. Необходимо проанализировать, каким образом вы сможете отложить эту сумму.
У вас свой бизнес по доставке готовой еды, который приносит 2 млн рублей чистой прибыли в год. Миллион вам нужен на текущие статьи расходов семьи. Значит надо заработать еще миллион рублей, вы планируете сделать это так:
- добавить в ассортимент блюда для вегетарианцев;
- внедрить услугу доставки кофе и десертов.
Вы считаете, сколько денег получится заработать, и понимаете, что этого будет достаточно, чтобы накопить еще один миллион на новую машину.
Стратегическое мышление для бизнеса
Собственники компании и топ-менеджеры используют навык стратегического мышления для управления бизнесом, а также чтобы найти точки роста компании, продумать стратегию ее развития или выход из проблемной ситуации.
Например, предприниматель решает выпускать CRM-систему для малого бизнеса. Команда разработала MVP — минимально жизнеспособный продукт, и предприниматель видит, что для создания конкурентоспособного продукта нужно потратить еще очень много времени и ресурсов.
Он понимает, что это высококонкурентная ниша, поэтому придется долго дорабатывать функционал CRM-системы, и еще много денег вложить в продвижение продукта.
Недостатки такой идеи можно было увидеть сразу, тогда не пришлось бы тратить деньги на разработку MVP. Но для этого нужно обладать стратегическим складом ума, которое помогает предусмотреть возможные проблемы и детали, которые сразу заметить сложно.
Предприниматель должен был проанализировать рынок и понять, что выгоднее вложить деньги в разработку нового таск-трекера, и не обычного, а аналога Trello. Он бы понял, что продуктов на рынке много, как и CRM-систем, но часть из них можно отсеять по одной простой причине: в них слишком много или слишком мало функций.
Так, есть трекеры совмещенные с CRM или программы, которые подойдут только для личного использования. А продукт, который похож на Trello по функциям и интерфейсу, нужен целевой аудитории. Его разработка выйдет дешевле, чем разработка CRM-системы. В таком случае вероятность успеха выше.