Кому подходит и кому не подходит SWOT-анализ
Это очень гибкий метод, поэтому использовать SWOT-анализ удается в разных отраслях:
- Производство и торговля. SWOT-анализ помогает обнаружить недочеты производственных процессов, выделить конкурентные преимущества, спрогнозировать опасности, которые могут подстерегать компанию на рынке.
- IT. Для ИТ-сферы инструмент полезен возможностью определять, какие преимущества перед соперниками позволят вам развиваться. Он помогает находить недочеты в процессах разработки, составлять стратегию развития компании.
- Финансовый сектор. Фреймворк нужен, чтобы предугадать трудности, появляющиеся из-за неустойчивой экономической ситуации.
- Образование. Онлайн и оффлайн школы, учебные центры, академии и другие обучающие компании могут изучить сильные стороны своих курсов, найти недочеты в системе обучения, понять, как приспособиться к изменениям нашего рынка.
- Сфера услуг. Метод SWOT-анализа используют для изучения потребностей клиентов, оценки конкурентоспособности, разработки необычных пакетов услуг.
С другой стороны, есть компании, для которых этот метод малоэффективен. Фреймворк не подходит для:
- стартапов, у которых нет ресурсов для проведения SWOT-анализа;
- быстро меняющихся условий, например, для криптовалютных организаций;
- креативных проектов, где важно творчество, а не системность и прогнозирование;
- монополистов, которым нет смысла по крупицам завоевывать нишу.
{{cta_banner}}
Преимущества и недостатки
Преимущества SWOT-анализа:
➕ Это достаточно понятный фреймворк.
➕ Способствует тому, чтобы рассмотреть гипотезу, бизнес, продукт со всех сторон.
➕ Стимулирует появление новых технологий в компании.
➕ Помогает спланировать меры для противодействия угрозам.
Недостатки SWOT-анализа:
➖ Иногда оценка зависит от точки зрения участников процесса.
➖ Если мало данных, исследование будет неполным и недостаточно объективным для создания бизнес-стратегии.
➖ Собирает статичные данные, не всегда отражает динамические изменения.
Как выполнить SWOT-анализ
Мы разработали пошаговую инструкцию, как провести SWOT-анализ.
Шаг 1. Поставьте цели SWOT-анализа. Выпишите одну или несколько целей исследования. Допустим, вы хотите найти точки роста, варианты увеличения продаж, идеи для масштабирования бизнеса.
Шаг 2. Соберите данные. На этом этапе проведите анкетирование сотрудников компании и постоянных клиентов, опросы на торговых точках и в интернете, чтобы узнать про свои сильные и слабые стороны. Важно исследовать мнения о конкурентах с помощью открытых и точных источников, например, отзывов на Яндекс Картах или на других сайтах.
Задействуйте всех специалистов, которые знают клиентов и продукт, к примеру, сотрудников отдела маркетинга и разработки. Переходите к заполнению матрицы только тогда, когда все данные собраны и готовы к анализу.
Шаг 3. Разработайте матрицу. Теперь заполните матрицу, главное — описать все четыре категории факторов, среди прочего и угрозы. В этом помогут наводящие вопросы, создавайте таблицу с их помощью.
Вопросы для поиска преимуществ:
- чем компания лучше своих соперников;
- какие необычные инструменты вы используете;
- чем вы нравитесь своим покупателям;
- какие у вашего бренда ценности;
- что дает возможность оставаться узнаваемой и популярной компанией;
Вопросы для поиска недостатков:
- в чем ваши соперники лучше, чего вам не хватает;
- что можем улучшить, чтобы увеличить спрос;
- почему целевой аудитории больше нравятся наши конкуренты;
- почему клиенты отказываются от ваших товаров или услуг;
- что мешает вам развиваться.
Вопросы для поиска возможностей:
- что за ситуации извне могут повлиять на становление бизнеса;
- можно ли получить помощь инвесторов или партнеров;
- появляются ли в нише инновации, новые инструменты, новые тенденции.
Вопросы для поиска рисков и угроз:
- есть ли вероятность, что в ближайшее время появятся новые потенциальные конкуренты;
- могут ли наши конкуренты глобально изменить свое место на рынке;
- присутствует ли вероятность снижения спроса;
- что-то может негативно повлиять на бизнес или нишу.
Шаг 4. Выполните оценку. Когда проанализируете ответы, соберите группу экспертов, состоящую из персонала. Для описанных факторов, которые влияют на компанию, эксперты должны определить удельный вес и поставить оценки. Для этого нужна помощь руководителей. Обычно выбирают руководителей отдела маркетинга и аналитики, разработки продукта. Можно брать в помощь и обычных сотрудников, например, маркетологов.
Шаг 5. Найдите взаимосвязи. Получив исследования предыдущего анализа, эксперты должны построить четкие взаимосвязи между всеми аспектами. Это достаточно сложный процесс, для которого нужны опытные специалисты. Они смогут разобраться, как воспользоваться минусами и плюсами в совокупности с опасностями, с учетом всех возможностей. Это поможет провести процесс стратегического планирования, определить главные мероприятия для решения проблемных вопросов внутри компании.
Как использовать результаты SWOT-анализа
Теперь вы знаете, какие внешние и внутренние аспекты оказывают влияние на бизнес, как противостоять текущим опасностям. С помощью полученных данных можно разработать стратегию развития компании, продукта или проекта, составить подробный план действий, продумать рекламную кампанию.
В нашем примере с новой линейкой парфюма важно работать сразу в трех направлениях: над улучшением продукта и снижением его стоимости (внутренние факторы), а еще выстраивать маркетинговую стратегию бренда (внешние факторы). Для начала следует снизить себестоимость духов и наценку, сменив поставщиков сырья и используя привлеченные инвестиции.
После этих действий необходимо усовершенствовать емкость, добавив дозаторы, создать и запустить интернет-магазин. В дальнейшем важно нанять проектного менеджера, чтобы уменьшить затраты, и модернизировать производство для повышения прибыли.
В этом случае SWOT-анализ помогает найти критические проблемы, понять, что следует менять в товаре, услуге, гипотезе или бизнесе в первую очередь. Также мы видим определенные угрозы: проблемы с поставщиками, нестабильный курс. А значит, можем продумывать шаги, которые помогут противостоять этим угрозам.