Чтобы бизнес успешно развивался, нужны ориентиры, то есть направления развития компании. Для этого руководители и команды ставят цели, которых нужно достичь за определенное время. Для постановки целей используют разные фреймворки, в том числе OKR.
Ключевое отличие этой системы заключается в том, что она помогает планировать и синхронизировать работу отдельных команд. Рассказываем, что такое OKR, как правильно использовать и внедрять эту методологию.
{{cta_banner}}
Суть и цели метода OKR
OKR — это аббревиатура. Полное название методики — Objectives and Key Results, что в переводе означает «цели и ключевые результаты». OKR позволяет объединить цели, которых вы хотите достичь, с ключевыми результатами. Эти результаты используют, чтобы отслеживать прогресс достижения целей.
Цели по OKR — это описание того, что мы желаем получить. Ключевые результаты OKR — это то, каким образом мы планируем прийти к цели. Сначала глобальные цели ставят руководители, затем в отделах разрабатывают свои цели, которые соответствуют глобальным. Это отличает OKR от остальных методов целеполагания. Здесь команды сами продумывают цели и результаты, опираясь на цели компании.
Рассмотрим, как работает OKR на простом примере. Допустим, цель компании — добиться рекордных продаж продукта. Эту цель передают в отдел продаж и отдел маркетинга.
В отделе маркетинга ставят цель: сделать максимальное количество лидов с помощью SEO-оптимизации. И ставят ключевые результаты:
- Увеличить количество ключей в статьях на 30%.
- Увеличить число рекламных баннеров на 20%.
- Увеличить количество новых SEO-статей с 10 до 20 в месяц.
Отдел продаж также прописывает цель и ключевые результаты. Дальше отделы согласовывают свои наработки с руководителями компании.
Как видно из примера, у каждой цели нет конкретного результата, что отличает OKR от других методик. В работе с OKR каждая поставленная цель должна быть вдохновляющей, даже чуть-чуть завышенной, чтобы мотивировать сотрудников. Это поможет побудить их достигать целей. С ключевыми результатами все наоборот. Они должны быть конкретными, измеримыми, с цифрами и процентами или выполненными действиями.
В ScrumTrek провели исследование и выяснили основные причины, зачем нужен метод OKR:
- 60% участников опроса используют фреймворк OKR, чтобы держать фокус на главном;
- 52% — чтобы добиться согласованности команд и отдельных сотрудников;
- 35% — чтобы добиться прозрачности и предсказуемости;
- 27% — чтобы увеличить эффективность работы;
- 20% — чтобы увеличить мотивацию;
- 20% — чтобы увеличить амбициозность сотрудников.
Компании получают результаты после внедрения методики OKR, потому что у нее есть несколько преимуществ:
- Гибкость. Вы можете выбирать любой способ достижения результатов в процессе работы.
- Цикличность. По OKR компании могут планировать работу на небольшой промежуток времени (месяц или квартал). Это позволяет моментально реагировать на изменение обстоятельств.
- Прозрачность. Цели компании знает каждый сотрудник. Это помогает коллективу оставаться в курсе всего, что происходит в компании.
- Сфокусированность. По системе OKR команды ставят 2–3 цели и 4–5 ключевых результатов, что позволяет держать фокус на основных задачах.
- Ответственность. Команды сами выбирают цели, поэтому сами несут ответственность за результат. Чем меньше они вовлечены в принятие решений, тем меньше чувствуют ответственность. И наоборот.
- Вовлеченность. Сотрудники понимают, как их достижения влияют на общий результат. Это мотивирует их выполнять свои задачи.
«Год за годом опросы Gallup демонстрируют “глобальный кризис вовлеченности сотрудников”. Двухлетнее исследование Deloitte показало, что ни один фактор не оказывает такого влияния, как конкретные цели, записанные и доступные всем сотрудникам организации… Цели приводят к единству, пониманию и удовлетворенности работой».
Джон Дорр, «Измеряйте самое важное»