Кто такой проджект менеджер
Менеджер проекта – проджект менеджер (project manager) – это специалист, который руководит проектом и обеспечивает его выполнение в нужные сроки и с нужным уровнем качества. При этом он следит за рациональным использованием ресурсов – бюджета и рабочего времени специалистов.
С одной стороны, менеджер проектов должен хорошо ориентироваться в специфике работы компании, а с другой – владеть инструментами эффективного проектного управления. И если в небольших проектах без таких специальных знаний можно обойтись, то в крупных разработках профессиональный проджект менеджмент – это залог успеха.
{{cta_banner}}
Тимлиды сейчас наиболее востребованы в сфере ИТ и при разработке высокотехнологичных продуктов, но проджект менеджеров активно привлекают к работе и в прочих отраслях – промышленности, медицине, строительстве, маркетинге и т. д.
Проджект менеджер может вести один проект или сразу несколько проектов – это зависит от размера и сложности задачи.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Чем занимается менеджер проектов
Основная задача проджект менеджера – организовать работу так, чтобы заказчику проекта понравился итоговый результат. При этом заказчиком проекта может быть как внутренний сотрудник компании, так и внешний клиент.
Для того чтобы реализовать цели проекта, менеджер занимается следующими вопросами:
- Собирает информацию для запуска проекта. Брифует заказчика, чтобы понять к какому результату и в какие сроки нужно прийти, а также определяет необходимые ресурсы.
- Составляет план работ. Проектный менеджер декомпозирует цель до конкретных этапов. При этом планирование проекта может быть жестким – с определенными сроками этих этапов, а может быть гибким – по методологиям Agile.
- Набирает команду будущего проекта. В нем могут участвовать сотрудники из разных отделов компании, а также сторонние подрядчики и аутсорсеры.
- Координирует работу команды. Проджект менеджер не только распределяет задачи между исполнителями и корректирует нагрузку, но и мотивирует людей, заряжает их на результат, а иногда – решает конфликты.
- Выстраивает коммуникацию с участниками проекта. Проджект менеджер общается с командой и заказчиком, объединяет все информационные потоки воедино, обрабатывает их и передает на следующий этап.
- Управляет рисками. Менеджер проекта оценивает риски и планирует действия, которые помогут их предотвратить. Он должен учесть все крупные риски – от нехватки персонала до проблем с финансированием.
- Ведет документацию проекта. Сюда относятся ТЗ, сметы, планы-графики, договора с подрядчиками, акты выполненных работ и многое другое. Менеджер готовит эти документы, а также поддерживает актуальность бэклога проекта.
В разных отраслях к этому набору могут добавляться и другие важные вопросы. Например, в строительстве проджект менеджер может заниматься согласованием документации с госорганами, а в ИТ-компаниях – тестированием итогового продукта.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
При этом проджект менеджер отвечает за то, чтобы результат соответствовал ТЗ, а также укладывался в заданные бюджеты и сроки. То есть должен выдерживаться так называемый треугольник управления проектами.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Сложности в работе проектного менеджера
Хороший менеджер должен заранее предусмотреть сложности проекта, которые могут возникнуть на разных этапах. Ниже приведены наиболее распространенные проблемы.
На этапе запуска проекта:
- Заказчик не идет навстречу и поверхностно, невдумчиво отвечает на вопросы менеджера.
- Заказчик не владеет необходимой информацией, например, знаниями о целевой аудитории проекта.
- Заказчик не дает доступ к аналитике или не делится важными данными.
- Заказчик долго согласовывает ТЗ и вариант решения, который предлагает менеджер.
На этапе планирования работы:
- Не хватает ресурсов, например, часть сотрудников в отпуске или бюджет проекта недостаточен для реализации задуманного.
- Проект принципиально новый для бизнеса, поэтому сложно спрогнозировать, сколько времени займет каждый этап.
В процессе реализации проекта:
- Сроки сдачи проекта сдвигаются из-за форс-мажора, например, кто-то из команды заболел.
- Заказчик долго согласовывает промежуточные результаты работы или дает много субъективных правок, которые не соответствуют ТЗ.
- Заказчик просит сделать больше, чем указано в ТЗ, но бюджет и срок проекта при этом не меняет.
На этапе завершения проекта:
- Заказчик недоволен финансовыми результатами проекта либо сомневается в оценке его окупаемости.
- Результаты проекта соответствуют ТЗ, но не соответствуют субъективным ожиданиям заказчика.
Часть трудностей, которая связана с поведением заказчика, решается за счет развитых коммуникативных навыков менеджера проекта, а также его умения предвосхищать события – то есть заранее обсуждать возможные «узкие» моменты.
Например, опытный проджект общается с заказчиком и обсуждает с ним KPI окупаемости и шаблон итогового отчета еще на этапе запуска проекта.
Часть сложностей, которая связана с форс-мажорами в работе, решается за счет страхования рисков. Менеджер проектов заранее составляет список возможных трудностей и разрабатывает план действий на случай, если проблема возникнет, а также обдумывает, как ее предотвратить.
Чем проджект менеджер отличается от продакт менеджера
Названия профессий product manager (продакт менеджер) и project manager (проджект менеджер) звучат почти одинаково. Но суть их работы разная.
Менеджер продукта занимается одним и тем же продуктом на протяжении его жизненного цикла – от исследования рынка и разработки идеи до выпуска новинки и дальнейшего контроля продаж.
Менеджер проекта подключается к работе, когда основные цели и задачи проекта уже понятны. Участие проджект менеджера в работе над одним продуктом ограничено во времени – нередко его приглашают только для реализации конкретной цели, например, если надо разработать новый сайт или построить дом.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Чем отличаются аккаунт менеджер и проджект менеджер
Профессии проджект менеджера и аккаунт менеджера тоже иногда путают.
Аккаунт менеджер – это специалист, который отвечает за развитие отношений с клиентами. Он – лицо компании перед внешними заказчиками. Основная цель такого менеджера – повышать лояльность клиентов, удерживать их и увеличивать объемы продаж.
Проджект менеджер продажами не занимается. Он подключается к проекту, когда задача клиента уже определена и ее надо реализовать.