Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
Scrum-метод управления проектами

Scrum-метод управления проектами

Время прочтения: мин.
15
.
11
.
23

Существуют разные методы управления разработкой продукта, которые зависят от его особенностей. Самый простой способ организовать весь процесс работы – разделить его на следующие этапы:

  • поставить одну цель;
  • разбить путь достижения поставленной цели на задачи;
  • делегировать каждую задачу соответствующему специалисту;
  • следить за выполнением задач.

Но такой подход оптимален не для всех направлений проектов и не для всех команд. Порой требуются более гибкие методологии управления. Об одной из них мы рассказываем в этой статье.

{{cta_banner}}

Что такое Scrum?

Метод Scrum (термин пришел в бизнес из регби) – это фреймворк управления проектами, авторами которого являются программисты Джефф Сазерленд и Кен Швабер. Метод предназначен для того, чтобы обеспечить эффективность и гибкость управления проектами в условиях неопределенности и быстро меняющихся требований.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Метод Скрам является одним из подходов в рамках Agile-методологии. Agile предполагает итеративный и инкрементальный подход к разработке программного обеспечения, основанный на постоянном взаимодействии с самим заказчиком и адаптации требований к продукту. Это гибкая модель управления, которая позволяет повысить производительность команды в рамках работы над подобными проектами.

В данном случае Scrum (Скрам) является набором конкретных практик и правил, которые помогают организовать работу небольшой команды в рамках Agile. В частности, Scrum включает в себя следующие отдельные элементы: 

  • спринты; 
  • роли; 
  • артефакты; 
  • и т.д. 

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

В целом, метод Скрам можно рассматривать как набор инструментов, с помощью которых можно создавать проекты, основанные на принципах Agile.

Принципы Scrum и роли в команде

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Методология Scrum базируется на cледующих основных принципах и ролях:

  1. Участие скрам-мастера. В Scrum есть скрам-мастер, который отвечает за координацию работы команды и обеспечение того, чтобы каждый участник следовал скрам-процессу. Скрам-мастер – это человек, который должен быть нейтральным и объективным, чтобы команда могла сохранять свою независимость, концентрировать внимание на задачах, поддерживать связь друг с другом и правильно двигаться к цели.
  2. Короткая итерация, или спринт. Scrum предполагает короткие итерации – спринты – продолжительностью от одной до четырех недель. В течение спринта команда работает по Scrum над одной функцией или задачей, и каждый ее член концентрируется на достижении общей цели.
  3. Владелец продукта, или продакт-оунер (англ. product owner). Он отвечает за определение приоритетов и постановку целей для команды. Он должен постоянно быть на связи со стейкхолдерами (представителями заказчика) и адаптировать все требования к будущему готовому продукту в соответствии с их изменениями.

По методике Scrum формируется команда. Оптимальная команда в Scrum состоит из 7 человек. Особенность членов команды заключается в том, что в Скрам на разных этапах работы по реализации проекта они могут успешно меняться ролями и взаимозаменять друг друга. Благодаря этому возможна поддержка интереса каждого участника группы к работе.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Состав Scrum-команды включает в себя следующие роли:

Скрам-мастер (Scrum Master) 

Скрам-мастер – это один человек, который отвечает за: 

  • организацию рабочего процесса;
  • управление командой;
  • разрешение конфликтов. 

Он должен помочь команде в:

  • планировании спринтов;
  • определении работы; 
  • отслеживании прогресса. 

Скрам-мастер в Agile также должен обеспечивать прозрачность процесса разработки продукта и коммуникацию между всеми участниками команды и заинтересованными сторонами.

Владелец продукта (Product Owner) 

В Scrum должен быть один владелец продукта. Это человек, который отвечает за: 

  • определение и уточнение всех требований к готовому продукту, включая техническое задание;
  • постановку задач перед командой и определения графика очередности их исполнения;
  • общение со стейкхолдерами – лицами, заинтересованными в разработке будущего конечного продукта. 

Как заказчик, он также должен следить за возможными изменениями в требованиях и сделать все, чтобы в случае необходимости адаптировать их. Владелец продукта должен уметь: 

  • работать с бэклогом продукта;
  • расставлять приоритеты задач;
  • управлять рисками.

Разработчики (Developers) 

Команда разработчиков в Scrum занимается реализацией функциональности продукта в рамках спринта. Члены команды должны: 

  • быть знакомы с процессом разработки;
  • понимать требования проекта;
  • уметь организовывать совместную работу, направленную на достижение общей цели. 

Разработчики в Scrum также должны участвовать в тестировании продукта и общаться с другими членами команды.

Тестировщики (Testers), или специалисты по обеспечению качества (Quality Assurance Engineers)

Специалисты по обеспечению качества в Scrum помогают команде разработчиков выявлять и устранять все проблемы, связанные с качеством продукта. Тестировщик в Scrum: 

  • выполняет тестирование продукта;
  • выявляет проблемы и ошибки и решает их, либо передает на устранение разработчикам;
  • помогает команде улучшить качество продукта. 

Он должен: 

  • обладать навыками тестирования;
  • быть экспертом в методах и инструментах тестирования; 
  • иметь хорошие навыки командного взаимодействия;
  • уметь взаимодействовать с разработчиками.

Специалисты по обеспечению качества также могут участвовать в разработке новых методов и инструментов для улучшения качества продукта.

Менеджер проекта (Project Manager) 

Менеджер проекта в Scrum отвечает за планирование и контроль того, как идет проект, а также за управление ресурсами и рисками. В его обязанности входит: 

  • работа с бюджетом;
  • определение цели и задачи проекта;
  • контроль качества продукта. 

Менеджеры проекта также должны общаться со стейкхолдерами, т.е. другими участниками, вовлеченными в работу над проектом, и обеспечивать прозрачность рабочего процесса для команды разработчиков.

Артефакты и ценности Scrum

Артефакты Scrum – это документы и материалы, созданные в ходе командной работы над проектом. Они включают в себя: 

  • бэклог продукта;
  • пользовательские истории, или user stories; 
  • требования к качеству; 
  • планы спринтов;
  • и т.д. 

Артефакты помогают команде: 

  • организовывать командную работу; 
  • отслеживать прогресс; 
  • принимать решения на основе фактов.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Бэклог продукта в Scrum

Бэклог продукта в Scrum – это список задач, которые необходимо выполнить для создания продукта. Он включает в себя весь список требований и пожеланий пользователей, а также задачи, которые нужно сделать для улучшения продукта. 

Бэклог помогает команде определять приоритеты и планировать работу, а также отслеживать прогресс проекта.

Спринт в Scrum

Спринт в Scrum – это короткий цикл работы над проектом, который обычно длится одну, две, три или четыре недели. За это время команда должна выполнить определенную задачу или набор задач и представить результат в виде продукта с определенным набором функций. 

Спринты помогают команде быстро реагировать на изменения в требованиях к продукту и адаптироваться к новым условиям. Важно отметить, что после каждого спринта Владелец продукта и стейкхолдеры могут полностью менять цели и задачи проекта.

Бэклог спринта в Scrum

Бэклог спринта в Scrum – это часть бэклога продукта, которую выбирают для работы в текущем спринте. Он включает в себя задачи, которые необходимо выполнить за время спринта, и определяет объем работы, который команда должна выполнить за этот период. 

Бэклог спринта помогает команде сосредоточиться на конкретных задачах и достичь определенных результатов работы к концу спринта. Необходимо также анализировать полученные результаты каждого предыдущего спринта, чтобы ставить цели и задачи на следующий спринт.

Инкремент в Scrum

Инкремент продукта в Scrum – это изменение, которое происходит в продукте в результате выполнения спринта. Каждый спринт добавляет новую функциональность продукту или улучшает существующую, и в конце проекта он представляет собой набор инкрементов. 

Инкременты продукта помогают Scrum команде видеть прогресс в создании продукта и оценить результаты работы.

При работе с системой Scrum важно помнить о ее основных ценностях, которые включают в себя:

  • Ориентированность на клиента. Скрам-команды работают над созданием ценности для своих клиентов, постоянно улучшая продукт и адаптируясь к изменяющимся требованиям.
  • Самоорганизация. Scrum-команды сами организуют свою работу и принимают решения на основе своих знаний и опыта.
  • Фокус на качестве. Scrum-команды стремятся к созданию высококачественных продуктов, и для этого применяются различные методы тестирования и отладки.
  • Коммуникация. Участники Scrum-команды активно общаются между собой и со всеми заинтересованными лицами, чтобы понимать требования и ожидания друг друга.
  • Итеративность и адаптивность. Scrum-процессы основаны на коротких итерациях, которые позволяют группе участников быстро реагировать на изменение требований и адаптироваться к новым условиям.

Для каких проектов подходит Scrum

Применять Scrum лучше всего для проектов, которые обладают следующими характеристиками:

  • Неопределенность. Проекты, где требования или условия могут меняться в процессе разработки.
  • Сложность. Проекты, которые требуют координации работы различных специалистов.
  • Ограниченность во времени. Проекты с жесткими сроками или необходимостью быстрого получения результатов работы.
  • Кросс-функциональность. Проекты, в которых различные специалисты работают вместе над выполнением общей задачи и в зависимости от ситуации могут меняться ролями.
  • Динамичность. Проекты, требующие быстрой реакции на изменения в окружающей среде или требованиях заказчика.

Лучше всего работает Scrum при разработке совсем новых продуктов, аналогов которым еще нет на рынке. Чаще всего Скрам используется при разработке программного обеспечения и производстве компьютерных игр, но может быть использован и для организации работы в других сферах, например, в командах маркетинга и дизайна.

Каким бы современным и новаторским ни был данный метод, важно понимать, что есть типы проектов, которым он не подходит. Эффективно использовать Scrum не всегда получится в проектах, где требуется четко соблюдать стандарты или процедуры. Также Scrum не подходит для любых проектов с четкими и определенными требованиями с самого начала.

Пример внедрения Scrum

Рассмотрим применение Scrum на примере компании, которая занимается разработкой нового мобильного приложения. Заказчик приложения, которым выступает один из владельцев компании, имеет общее представление о том, каким функционалом должен обладать конечный продукт, но пока до конца не знает, каким именно он должен стать. Аналогов такого приложения на рынке еще нет, а потому ориентироваться не на кого.

На первом этапе Владелец продукта и Скрам-мастер определяют:

  • Бэклог продукта. Он необходим для понимания того, что клиент хотел бы получить. Бэклог не является конечным и используется, как отправная точка для старта проекта – может изменяться в ходе реализации работ по продукту.
  • Длину спринта. Для начала решили определить ее в 1 неделю. Метод Scrum позволяет изменить длину спринта в большую или меньшую сторону в процессе реализации проекта в зависимости от того, какие результаты показывает команда в отведенный спринтом срок.
  • Бэклог спринта. Говоря проще, это список задач и действий, которые команда обязательно должна начать и завершить в течение одной недели. Запланированные задачи ранжируются по степени важности, а их количество составляется таким образом, чтобы не перегрузить команду. Такой подход избавляет от необходимости делать в компании что-либо в авральном режиме сразу, как упадет задача.

Также вместе с остальными членами группы проекта владелец и мастер определили, что задания распределяются на совещании в понедельник утром. Такие совещания называются стендап. А итоги по выполненным задачам подводятся в виде отчетов на встрече в пятницу. Такое совещание называется ретроспектива. Особенность метода Scrum в том, что для успешной реализации проекта ежедневные собрания не нужны.

Методология гибкого управления Scrum в компании подразумевает, что результатом каждого спринта является некий законченный продукт. В случае с разработкой приложения – это программа, которая уже после первого спринта выполняет какие-то простейшие функции.

В процессе спринта программа проходит оценку тестировщиками на работоспособность и соответствие требованиям заказчика. В конце спринта программа оценивается Владельцем продукта и стейкхолдерами. По обратной связи от них предлагаются варианты совершенствования программы, которые учитываются в планировании следующего спринта. Также в процессе тестирования выявляют те части программы, которые мешают ее качественному функционированию.

Так шаг за шагом мобильное приложение приобретает форму, и через несколько спринтов появляется конечный продукт. В некоторых компаниях бывает так, что в итоге приложение получается совсем непохожим на то, что планировалось на этапе идеи. Например, на первом спринте нужно было сделать приложение, которое по фотографии блюда ищет лучший рецепт, а в конце последнего спринта получили приложение, которое по фото автомобиля предоставляет всю информацию о ДТП и ремонтах с его участием.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Главные сложности работы в Scrum

Если вы хотите внедрить Scrum в работу своей проектной команды, важно помнить, что в его основе лежит высокий уровень самоорганизации, который должны проявлять и заказчик, и команда. Методология гибкой разработки подразумевает, что заказчик обладает навыками делегирования и умеет вести работу, не навязывая свое мнение.

Специалисты также выделяют следующие ключевые сложности по внедрению Scrum:

  • Непонимание концепции методологии Scrum некоторыми участниками команды или стейкхолдерами, что может создавать препятствия в деятельности и привести к конфликтам. Поэтому, чтобы избежать подобной проблемы, руководители нужно отправлять членов команды Scrum на курсы по обучению методике, а также подбирать участников по конкретным психологическим критериям.
  • Сложность в определении оптимальных длин спринтов и балансировании между скоростью и качеством работы. Как правило, оптимальная длина спринтов на этом этапе определяется опытным путем. Что касается скорости и качества, то этот вопрос находится в зоне ответственности Владельца продукта. По окончании спринта длина, цели и ориентиры следующего спринта могут поменяться.
  • Необходимость постоянной адаптации к изменяющимся требованиям и условиям, что может быть сложно для некоторых команд. Чтобы команде было легче выстроить эффективную работу, сам Scrum-мастер проводит дополнительные мероприятия, направленные на поддержание принципов Скрам в команде.
  • Сложность в планировании. Суть методологии Scrum в том, что при разработке продукта неизвестно, сколько времени понадобится на реализацию проекта и в какие сроки будет разработана промежуточная версия продукта с определенным набором функций. В то же время такой подход дает возможность сделать действительно востребованный покупателями продукт, который работает и полезен в использовании.

Заключение

Метод управления Scrum – революционный метод в разработке программного обеспечения и новых продуктов. Его преимущество заключается в том, что он способен дать очень высокие результаты, особенно в ситуации непрерывных изменений. Но прежде чем внедрить Scrum и эффективно его использовать, нужно пересмотреть собственный подход к организации задач и принять тот факт, что в Скрам команда работает с высоким уровнем самоорганизации.

Отношения по принципу «начальник-подчиненный» или «заказчик-подрядчик» тут не сработают. Все члены Скрам-команды – от Владельца продукта до Тестировщиков – должны быть заинтересованы в успехе реального продукта Scrum. Без понимания единой цели и активного сотрудничества между специалистами разного профиля получить на выходе качественный проект Scrum, готовый к продажам, к сожалению, не сможете.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована