Некоторые уверены, что под словом «канбан» кроется доска со стикерами, которая помогает наглядно представить процесс работы.
Но что, если мы скажем, что доски и стикеры — лишь видимая часть айсберга? И что Канбан-метод поможет не просто визуализировать рабочий процесс, но и в корне изменить его, а заодно и отношение всей команды к работе.
На вопросы о том, что же такое Канбан-метод и как его правильно применять отвечает Артур Нек — управляющий партнер Kaiten, аккредитованный Kanban-тренер, консультант по Agile, Scrum и классическому проектному управлению.
{{cta_banner}}
Что такое «канбан»: карточка, доска, фреймворк или или нечто большее?
Считают, что Канбан это доска со стикерами, фреймворк или гибкая методология. На самом же деле Канбан — это метод повышения качества сервиса.
Путаницу тут вносит то, что у «канбана» есть несколько определений:
- В переводе с японского слово «канбан» означает некий сигнал. В Японии так назывались рекламные таблички над заведением. А после так стали называть рабочие карточки на производстве Toyota, которые символизировали, какую работу нужно выполнить.
- Канбан-система — это система ограничений, формирующих вытягивающий принцип. На каждом этапе такой системы существует ограничение, например, на количество производимых единиц товара, число задач в работе и т.д. Как только освобождается слот, его занимает следующая на очереди задача.
- Канбан-метод — это подход к управлению рабочими процессами в интеллектуальной деятельности. Это метод улучшения сервиса при помощи канбан-системы и канбан-досок.
Именно Канбан-метод мы имеем ввиду, когда говорим о подходе к рабочему процессу. Метод удобно представить в виде ящика с инструментами для «починки» самых разных «поломок» в бизнес-процессах. Как только проблема найдена, мы можем начать подбирать инструмент для ее решения в рамках Канбан-метода.
Так можно улучшать работу команды, взаимодействие с клиентами, процесс производства и многое другое. В итоге у компании формируется уникальная конфигурация инструментов, которая эффективна именно для нее.
Почему канбан-систему называют вытягивающей?
Канбан-метод позволяет визуализировать всю деятельность команды на канбан-доске, выделив основные этапы работы над задачами. Цель команды — доводить задачи до последнего этапа — «готово». При этом, чтобы задача перешла из одного этапа в другой, например из «очереди» в «работу», необходимо, чтобы на этапе «в работе» был открыт свободный слот. Если свободного места нет, то команда должна его освободить — то есть доделать текущие задачи.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
На этапе «В работе» всего 3 слота для задач. Одна из задач была выполнена и перемещена в колонку «На проверке», а ее место теперь займет новая задача из очереди.
Это называется «системой вытягивания». Такой подход мотивирует команду не бросать начатые задачи, хватаясь за новые, а доводить их до конца, оказывать друг-другу взаимопомощь, находить узкие места в процессе и совершенствоваться.
И именно за счет такой системы улучшаются результаты, а не за счет доски со стикерами.
Канбан-система способствует завершению задач, вместо того, чтобы выполнять как можно больше работы одновременно.