Что такое бриф
Бриф – это документ, в котором клиент описывает цели проекта и основные требования к нему, а также дает информацию о контексте работы. В том числе приводит описание компании, ее продуктов и преимуществ, целевой аудитории и конкурентов.
Бриф представляет собой шаблон для заполнения с перечнем ключевых вопросов. Исполнитель, как правило, отправляет его клиенту перед началом работы.
Такой опросник позволяет:
- предметно обсудить будущий проект;
- составить коммерческое предложение;
- заключить договор о сотрудничестве;
- разработать более подробное техническое задание, если необходимо.
Главный плюс брифа – комплексный подход. Этот документ знакомит исполнителя с бизнесом клиента, его проблемой и видением того, как хотелось бы организовать решение задачи. И все это – в удобном структурированном виде.
Например, задача «разработать логотип для салона красоты» будет более понятной и простой в реализации, если компания расскажет о том, что это премиальный салон для женщин старше 45 лет. А основное преимущество – современное оборудование, препараты с научно доказанной эффективностью и сотрудники с высшим медицинским образованием.
Такой логотип получится минималистичным, с акцентом на научный подход. И это решение будет принципиально отличаться от варианта для небольшой студии, которая рассчитана на молодежь и предлагает только маникюр или прически.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Бывает, что компании работают без брифа. В этих случаях заказчик отправляет исполнителю ту информацию, которую сочтет нужной. Она может быть неструктурированной, хаотичной и неполной.
При этом клиент «держит в голове» одну картину мира, а у исполнителя другой контекст: образ рынка и целевой аудитории. Работа над таким проектом может затянуться, на дополнительные согласования уйдет время – заказчик, возможно, останется недоволен. Без брифа сложно избежать недопонимания.
В каких сферах используют бриф
Компании активно используют брифы в тех отраслях, где итоговую картину формирует клиент. К ним относятся:
- Дизайн – графический, промышленный, архитектурный.
- Реклама и маркетинг – разработка бренда, продвижение компании, организация мероприятий.
- IT-разработка, в том числе нового сайта или приложения.
- Производство контента – статьи, посты для SMM, аудио и видео.
- Бизнес-консалтинг, аудит компании и обучение сотрудников.
К этому инструменту обращаются и в других сферах, если проект достаточно крупный и в ходе работы нужно решить сложную комплексную задачу.
Начинающим специалистам рекомендуют использовать бриф в любом случае. Особенно, если работа над проектом займет больше 20 часов или ее стоимость – выше 15 000 рублей.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Чем бриф отличается от ТЗ
Бриф – это относительно небольшой опросник на старте сотрудничества, в котором клиент описывает свой бизнес, суть проекта и пожелания к работе.
Техническое задание – более подробный документ, который составляют уже во время сотрудничества, непосредственно перед началом разработки нового продукта или запуском крупного проекта. ТЗ может быть в разы больше брифа по объему: как правило, оно содержит подробную техническую информацию и данные о способе решения задачи, описание технологий.
Таким образом, бриф помогает корректно поставить задачу исполнителю. При этом клиент заполняет его самостоятельно. А техническое задание отвечает на вопрос – как проект будет реализован. В разработке ТЗ может активно участвовать еще и подрядчик.
К примеру, пиццерия хочет создать новое мобильное приложение. Менеджер компании обращается к IT-разработчику и по его просьбе заполняет бриф. По этому брифу стороны обсуждают проект, оценивают предварительные стоимость и сроки, заключают соглашение о сотрудничестве.
{{cta_op_banner}}
Затем разработчик предлагает пиццерии конкретные варианты реализации приложения: его структуру, наполнение, функционал. Итог фиксируют в техническом задании, утверждают, и только после этого исполнитель приступает к разработке. Такое ТЗ будет иметь юридическую силу, так как оно содержит детальные требования к результату работы и подписано обеими сторонами.