Зачем нужен портрет клиента
Портрет клиента — это подробное описание образа клиента, которое помогает понять его потребности и желания. Разработка портрета клиента помогает выстраивать более эффективную маркетинговую стратегию компании, запускать рекламные кампании, продвигать бизнес.
Допустим, магазин натуральной косметики в Саратове собирается запускать рекламную кампанию. Чтобы решить, где и как именно рекламировать бизнес, составляют аватары клиента. Вот один из них:
Елена — 30 лет, работает в офисе менеджером по продажам, зарплата — 80 000 ₽. Живет в Саратове. Училась на эколога. Замужем, детей нет. Любит проводить время активно. Участвует в экологических акциях и мероприятиях: сортирует мусор, ходит на субботники. Пользуется всем натуральным: косметикой, лекарствами, продуктами.
{{cta_banner}}
Когда вы составляете портрет идеального клиента, то понимаете, какие основные ценности есть у покупателей.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Маркетологи будут использовать эту информацию, чтобы:
1. Узнать желания потребителей. Портрет клиента поможет понять, что точно важно именно вашей целевой аудитории. Это возможность адаптировать под нее продукцию или услуги бизнеса.
2. Оптимизировать рекламу. Если у компании есть портрет потребителя, проще создавать более эффективные маркетинговые кампании, выбирать подходящие каналы продвижения бизнеса.
3. Увеличить лояльность клиентов. Если создать аватар клиента, вы сможете настраивать более персонализированную рекламу, предложения, рассылки, контент. Вот для чего необходим портрет.
4. Улучшить продажи. Когда есть портрет клиента, вы знаете особенности реальных и потенциальных клиентов. С помощью портрета улучшают стратегию отдела продаж, увеличивают прибыль и конкурентоспособность компании на рынке.
Портрет клиента позволяет компаниям не только привлекать новых клиентов, но и удерживать уже существующих. В этом помогает также другой инструмент — JTBD. Это метод, который помогает изучить потребности клиентов, что именно им важно в продукте. Портрет клиента можно использовать вместе с JTBD, чтобы изучать потребителей.
Портрет клиента отличается от портрета целевой аудитории. Портрет целевой аудитории — это общее описание группы людей, которой необходим товар или продукт компании. Например, описание целевой аудитории бренда натуральной косметики:
Замужние девушки 25-35 лет, доход свыше 40 000 ₽. Живет в Саратове. Интересы аудитории: красота, мода, книги, активный отдых. Важна забота о себе, экологичность, забота об окружающей среде.
То есть это общий портрет аудитории. При этом такой портрет аудитории можно разделить на несколько портретов клиентов:
- Елена — 30 лет, блогер, доход — более 80 000 ₽. Замужем, нет детей, много читает. Озабочена проблемами защиты природы.
- Ирина — 28 лет, бухгалтер, доход — более 50 000 ₽. Не замужем, детей нет. Интересуется буддизмом, йогой. Вегетарианка, предпочитает все натуральное, опасается, что опасные компоненты в косметике могут привести к болезням.
- Катя — 25 лет, актриса, доход — более 100 000 ₽. Не замужем, детей нет. Интересуется фотографией, модой, путешествиями. Любит читать, смотреть кино, следит за трендами, ведет блог про актерское искусство.
Здесь главное — не пытаться втиснуть в один портрет все, что узнали в результате исследования целевой аудитории. У людей из одного сегмента могут быть разные интересы, проблемы, потребности. Также портрет клиента важно составлять опираясь на портрет конкретного человека, то есть данные о реальных потребителях.