Что такое целевая аудитория
Целевая аудитория (ЦА) – это группа людей, которым потенциально интересен ваш продукт. Их объединяют общие признаки, например, пол, возраст или место проживания.
Внутри общей целевой аудитории выделяют отдельные сегменты – подгруппы с ярко выраженными отличиями. У них могут быть разные интересы, проблемы и потребности, тем не менее все они пользуются вашим продуктом.
Сегмент, который приносит наибольшую прибыль, называется ядром целевой аудитории.
Как правило, компании работают сразу с несколькими сегментами потребителей – создают для них товары и услуги, разрабатывают рекламу. При этом самое большое количество ресурсов направляют на ядро ЦА.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Например, компания, которая торгует медицинскими товарами, может одновременно работать с владельцами клиник, частными врачами и массажистами. В рекламе для массажистов отдел маркетинга сделает акцент на удобных ортопедических кушетках, частным врачам предложит расходные материалы – шприцы и бинты, а крупным клиникам расскажет про дорогостоящее диагностическое оборудование. Ядро в данном случае – это клиники, так как они покупают больше.
Зачем нужно анализировать ЦА
Понимание целевой аудитории дает бизнесу множество плюсов. На основе данных о поведении потребителей, вы можете:
- Создавать подходящие продукты. Обратная связь от потенциальных клиентов позволяет учитывать их потребности и разрабатывать такие товары и услуги, которые больше всего соответствуют ожиданиям.
- Разрабатывать эффективную рекламу. Анализ предпочтений ЦА помогает говорить с покупателями на одном языке. Вы найдете точки контакта с клиентом – места и каналы, в которых он бывает чаще всего. Сможете подобрать триггеры и аргументы, которые лучше всего донесут преимущества вашего продукта, повысят эффективность маркетинговых коммуникаций и увеличат конверсии воронки продаж.
- Снижать бюджеты. Благодаря анализу целевой аудитории, ее особенностей и подходящих каналов коммуникации вы запускаете более эффективную рекламу. То есть сокращаете бюджет на продвижение – он не тратится впустую.
- Выстраивать с клиентами долгосрочные отношения. Чем лучше вы понимаете покупателей и быстрее решаете их проблемы, тем лояльнее они становятся. Клиенты надолго остаются с брендом, который умеет предвосхищать их потребности.
{{cta_op_banner}}
Все это в долгосрочной перспективе делает бизнес более устойчивым, конкурентоспособным и прибыльным. Непопадание в целевую аудиторию, напротив, грозит компании убытками и низким уровнем продаж. Ведь в рекламе для собаководов нет смысла говорить про кошачий корм: как бы он ни был хорош, к результату это не приведет.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Что включает анализ целевой аудитории
Анализ ЦА – это процесс сбора и структурирования информации о потенциальных покупателях компании. Он включает следующие основные этапы:
- Выбор параметров для исследования. Это те признаки и характеристики, по которым вы будете анализировать клиентов.
- Сбор информации о целевой аудитории. Существуют разные методы сбора данных – большинство из них бесплатны. Отдел маркетинга выбирает подходящие способы в зависимости от задач компании.
- Сегментация ЦА. То есть разделение всех потенциальных покупателей на сегменты, выбор наиболее перспективных из них и определение ядра целевой аудитории.
- Создание портрета клиента. Для каждого выбранного сегмента разрабатывают подробный портрет – это инструмент, который помогает лучше понять своих пользователей и облегчает дальнейшую работу отдела маркетинга.
Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.