Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
Навык работы в команде: 10 навыков, которые нужны команде и руководителю для превосходных результатов

Навык работы в команде: 10 навыков, которые нужны команде и руководителю для превосходных результатов

Время прочтения: мин.
08
.
02
.
24

Часто софт-скиллы считают чем-то дополнительным к основной экспертизе, но последние исследования говорят, что такая модель уже устарела и для будущих профессий будут важнее именно гибкие навыки. В статье рассказываем про четыре группы гибких навыков и даем практики на их развитие в команде.

Кажется, что гибкие навыки проще осваивать и они менее важны, чем хард-скиллы. Но осваивать их на самом деле труднее, а последние исследования говорят, что для профессий важнее будут именно гибкие навыки, потому что их период полураспада дольше.

Хард-скиллы будут быстрее терять актуальность: согласно исследованиям, в течение 2,5 лет каждый хард-скилл будет устаревать. А софты будут актуальными в среднем лет 5.

{{cta_banner}}

Поэтому на рынке труда вместо старой T-sharp или E-sharp модели, где у человека была экспертиза в нескольких областях, предлагают использовать новую модель — модель дерева. Корни дерева — это долгосрочные софт-скиллы, а ветки — краткосрочные харды.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Суть новой модели проста: ваша карьера будет более успешной, если будете вкладываться к корни дерева — свои софты.

Мы разделили гибкие навыки на четыре группы и подобрали к каждому практику, чтобы развивать их на работе.

Когнитивные навыки

Навык №1: критическое мышление и любознательность

Что надо уметь: структурно решать проблемы, видеть стереотипы и шаблоны (и отходить от них), искать и проверять информацию. А еще развивать любознательность и открытость новому опыту.

Как развивать: первый способ — составлять команду из разных экспертов. Если создаете пиар-кампанию для ресторана, проведите брейншторм с шеф-поваром, маркетологом и администратором. Так сотрудники посмотрят на одну задачу не только через свои знания, но и через опыт коллег, расширят экспертизу.

Второй способ — закладывать время на бесцельное исследование. Да, в бизнесе важно получать профит от каждого действия. Но школа менеджмента MIT Sloan, например, советует закладывать время на изучение какой-то темы без очевидной пользы для задачи, над которой вы работаете. Чтобы команда с интересом погрузилась, например, в новый сегмент ЦА и их психологию. Так развивается любознательность и критическое мышление.

Навык №2: планирование, особенно в неопределенности

Что надо уметь: строить планы по развитию, приоритезировать, менять планы, когда вдруг наступает локдаун или другая непредвиденная ситуация, управлять своим временем и временем коллег.

Как развивать: строить долгосрочную стратегию на 3-5 лет — общими мазками, насколько это возможно в мире, где каждый месяц происходит что-то новое. На основе долгосрочной прописывать среднесрочную — полгода-год. Исходя из обозначенных целей, составлять план на месяц. Важно не забывать про план на неделю и на день — с опорой на OKR.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Вопросы, которые помогут планировать:

  1. В каком положении компания/сотрудник находится сейчас?
  2. Какими ресурсами располагаете?
  3. Какие изменения на рынке могут произойти?
  4. Почему вы выбираете конкретно эту стратегию и эти цели? И почему выполняете эти действия?
  5. Прочитал ли я статью про виды планирования от Compass?

Еще один совет от Compass: если работаете над какой-то большой целью, создайте под нее отдельный чат, добавьте всех причастных и назначьте ответственного, который составит стратегию и будет вести трекинг прогресса каждый день. Участники чата смогут выстроить прозрачную коммуникацию и заранее просчитывать риски.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Навык №3: способность обрабатывать информацию, особенно большие объемы

Что надо уметь: владеть сторителлингом и публично выступать, активно слушать, задавать правильные вопросы, выделять главное в потоке информации.

Как развивать: практикуйте активное слушание в общении с близкими или коллегами: не отвечайте односложно и не переводите тему. Задавайте уточняющие вопросы, вовлекаясь в историю собеседника.

Навык №4: гибкость и креатив

Что надо уметь: применять знание в разных областях и на практике, использовать воображение, понимать разные точки зрения, адаптироваться к новым условиям и учиться.

Как развивать: самый простой способ стимулировать гибкость, креатив и желание учиться в компании — предлагать корпоративные скидки на обучение или оплачивать курсы, которые проходят сотрудники. Некоторые уже так делают: в вакансиях пишут, что оплачивают успешному кандидату обучение иностранным языкам или профессиональным курсам. Читайте нашу статью о том, как мотивировать команду.

Лидерские навыки

Навык №5: селф-менеджмент и модная осознанность

Что надо уметь: понимать свои эмоциональные триггеры, сильные и слабые стороны, мотивировать себя, следить за своим состоянием, быть уверенным и самодостаточным. Развивать эмоциональный интеллект, наконец.

Как развивать: попробуйте выписать слабые и сильные стороны (и сотрудников, и компании), а потом — к каждому качеству написать профит. Например: благодаря своей креативности я могу придумать, как действовать в необычной ситуации, а благодаря своей лени — оптимизировать процесс и приоритезировать.

Навык №6: предпринимательство

Что надо уметь: рисковать и управлять рисками, менять и меняться, оптимистично смотреть на вещи, мыслить не ортодоксально.

Как развивать: если вы основатель, заменяйте микроменеджмент в команде на макроменеджмент. Вместо того чтобы назначать конкретные задачи и контролировать каждый шаг, выберите менеджеров и делегируйте этот процесс им, оставляя себе стратегические цели.

Если вы сотрудник, берите ответственность не только за отдельные задачи, но и за целые проекты.

Еще одна практика на развитие этого софта: делиться своими нерабочими интересами и успехами. Некоторые эксперты говорят, что это помогает генерировать новые идеи и развивать предпринимательское мышление.

Навык №7: достижение целей

Что надо уметь: брать ответственность и принимать решения, ориентироваться на результат, развивать настойчивость, справляться с неопределенностью (опять) и развиваться.

Как развивать: так же, как и планирование, но ставить цели не только для компании, но и для развития конкретного сотрудника, прописывать прозрачный рост для каждой позиции.

Например, как ассистент отдела маркетинга вырастет до директора по маркетингу.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

На иллюстрации — пример вертикального роста, но сейчас становится более популярной зигзагообразная модель — когда человек перемещается между разными департаментами одной компании и пробует себя в разных направлениях: например, продажах, маркетинге, дизайне, редактуре, SEO.

Кстати, компании, которые дают возможность сотрудникам развиваться так внутри компании, снижают уровень текучки. Потому что сотрудник не уходит, если что-то ему наскучит, а пробует себя в новой роли.

Межличностные навыки

Навык №8: умение договариваться

Что надо уметь: вести win-win переговоры, организовывать процесс и вдохновлять.

Как развивать: практикуйте win-win стратегию общения внутри команды:

  1. Ищите не виноватых, а решение и доносите свои эмоции до собеседника. Например, если руководитель не повышает зарплату, ответьте сначала себе, а потом ему: почему это важно для вас.
  2. Фокусируйтесь на интересах. Постарайтесь понять, почему собеседник действует так. Например, сотрудник не достигает цели, потому что у него расфокус или не было отпуска уже 3 года.
  3. Ищите третье решение. Устройте брейншторм, чтобы найти выход из ситуации.
  4. Читайте наши статьи на тему переговоров. Например, как отстаивать мнение в команде или как общаться в корпоративных чатах.

Навык №9: укрепление отношений

Что надо уметь: проявлять эмпатию, внушать доверие, качественно общаться с разными типами людей, решать конфликты.

Как развивать: организуйте систему конструктивного фидбека на работу каждого сотрудника в команде. Если вы сотрудник, просите этот фидбек сами. Вот несколько условий экологичной обратной связи:

  1. Выбрать подходящее время и место. Например, на запланированной one-to-one встрече.
  2. Выделить не проблемы и недостатки, а зоны роста.
  3. Прописать для себя цель фидбека.
  4. Сделать фидбек взаимным: не только менеджеры дают обратную связь сотрудникам, но и сотрудники менеджеру и друг другу.
  5. Фокусируйтесь на работе, а не на личности и опирайтесь на факты.

Навык №10: умение учить других

Что надо уметь: просто объяснять материал, доносить информацию до непрофессионалов в этой области, превращать знания в учебную программу, обучать коллег, проводить онбординг.

Как развивать: организуйте систему обучения внутри компании. Например, редакторы могут подготовить памятки для авторов, артдир — проводить мастер-классы для дизайнеров.

Бонус: цифровые навыки

Что надо уметь: из насущного — разбираться в ИИ и уметь использовать его без ущерба компании и клиентам. Не помешает разбираться в кибербезопасности — как не отдать мошенникам свой рабочий аккаунт, перейдя по ссылке и т.д. И конечно, пользоваться удобными приложениями, чтобы оптимизировать процессы и коммуникацию.

{{Попробовать Compass}}

Итоги: список навыков будущего

1. Критическое мышление и любознательность: разрывайте старые шаблоны и привыкайте исследовать что-то просто ради интереса, обменивайтесь опытом внутри разных отделов компании.

2. Планирование в неопределенности: стройте планы на 3 года, год, полгода, 3 месяца и месяц, отталкиваясь от миссии и стратегии на 5 лет. И будьте готовы менять планы в процессе, если грянет очередной локдаун или прилетят инопланетяне.

3. Способность работать с большими объемами информации: выделяйте главное, прозрачно доносите мысли и умейте в сторителлинг.

4. Гибкость и креатив: учитесь и учитесь применять навыки в разных сферах.

5. Селф-менеджмент и осознанность: анализируйте себя и грамотно управляйте своей энергией и ресурсами.

6. Предпринимательство: берите ответственность и управляйте рисками.

7. Достижение целей: создавайте прозрачную систему роста для сотрудников в команде и формируйте свою траекторию на работе.

8. Умение договариваться: учитесь вести win-win переговоры.

9. Укрепление отношений: организуйте систему качественного фидбека в команде.

10. Умение учить других: учитесь организовывать и проводить структурный онбординг.

11. Цифровая осознанность: дружите с гайдами по тому, как пользоваться генеративным ИИ и не подарить мошенникам свои пароли.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована