Часто софт-скиллы считают чем-то дополнительным к основной экспертизе, но последние исследования говорят, что такая модель уже устарела и для будущих профессий будут важнее именно гибкие навыки. В статье рассказываем про четыре группы гибких навыков и даем практики на их развитие в команде.
Кажется, что гибкие навыки проще осваивать и они менее важны, чем хард-скиллы. Но осваивать их на самом деле труднее, а последние исследования говорят, что для профессий важнее будут именно гибкие навыки, потому что их период полураспада дольше.
Хард-скиллы будут быстрее терять актуальность: согласно исследованиям, в течение 2,5 лет каждый хард-скилл будет устаревать. А софты будут актуальными в среднем лет 5.
{{cta_banner}}
Поэтому на рынке труда вместо старой T-sharp или E-sharp модели, где у человека была экспертиза в нескольких областях, предлагают использовать новую модель — модель дерева. Корни дерева — это долгосрочные софт-скиллы, а ветки — краткосрочные харды.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Суть новой модели проста: ваша карьера будет более успешной, если будете вкладываться к корни дерева — свои софты.
Мы разделили гибкие навыки на четыре группы и подобрали к каждому практику, чтобы развивать их на работе.
Когнитивные навыки
Навык №1: критическое мышление и любознательность
Что надо уметь: структурно решать проблемы, видеть стереотипы и шаблоны (и отходить от них), искать и проверять информацию. А еще развивать любознательность и открытость новому опыту.
Как развивать: первый способ — составлять команду из разных экспертов. Если создаете пиар-кампанию для ресторана, проведите брейншторм с шеф-поваром, маркетологом и администратором. Так сотрудники посмотрят на одну задачу не только через свои знания, но и через опыт коллег, расширят экспертизу.
Второй способ — закладывать время на бесцельное исследование. Да, в бизнесе важно получать профит от каждого действия. Но школа менеджмента MIT Sloan, например, советует закладывать время на изучение какой-то темы без очевидной пользы для задачи, над которой вы работаете. Чтобы команда с интересом погрузилась, например, в новый сегмент ЦА и их психологию. Так развивается любознательность и критическое мышление.
Навык №2: планирование, особенно в неопределенности
Что надо уметь: строить планы по развитию, приоритезировать, менять планы, когда вдруг наступает локдаун или другая непредвиденная ситуация, управлять своим временем и временем коллег.
Как развивать: строить долгосрочную стратегию на 3-5 лет — общими мазками, насколько это возможно в мире, где каждый месяц происходит что-то новое. На основе долгосрочной прописывать среднесрочную — полгода-год. Исходя из обозначенных целей, составлять план на месяц. Важно не забывать про план на неделю и на день — с опорой на OKR.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Вопросы, которые помогут планировать:
В каком положении компания/сотрудник находится сейчас?
Какими ресурсами располагаете?
Какие изменения на рынке могут произойти?
Почему вы выбираете конкретно эту стратегию и эти цели? И почему выполняете эти действия?
Еще один совет от Compass: если работаете над какой-то большой целью, создайте под нее отдельный чат, добавьте всех причастных и назначьте ответственного, который составит стратегию и будет вести трекинг прогресса каждый день. Участники чата смогут выстроить прозрачную коммуникацию и заранее просчитывать риски.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Навык №3: способность обрабатывать информацию, особенно большие объемы
Что надо уметь: владеть сторителлингом и публично выступать, активно слушать, задавать правильные вопросы, выделять главное в потоке информации.
Как развивать: практикуйте активное слушание в общении с близкими или коллегами: не отвечайте односложно и не переводите тему. Задавайте уточняющие вопросы, вовлекаясь в историю собеседника.
Навык №4: гибкость и креатив
Что надо уметь: применять знание в разных областях и на практике, использовать воображение, понимать разные точки зрения, адаптироваться к новым условиям и учиться.
Как развивать: самый простой способ стимулировать гибкость, креатив и желание учиться в компании — предлагать корпоративные скидки на обучение или оплачивать курсы, которые проходят сотрудники. Некоторые уже так делают: в вакансиях пишут, что оплачивают успешному кандидату обучение иностранным языкам или профессиональным курсам. Читайте нашу статью о том, как мотивировать команду.
Лидерские навыки
Навык №5: селф-менеджмент и модная осознанность
Что надо уметь: понимать свои эмоциональные триггеры, сильные и слабые стороны, мотивировать себя, следить за своим состоянием, быть уверенным и самодостаточным. Развивать эмоциональный интеллект, наконец.
Как развивать: попробуйте выписать слабые и сильные стороны (и сотрудников, и компании), а потом — к каждому качеству написать профит. Например: благодаря своей креативности я могу придумать, как действовать в необычной ситуации, а благодаря своей лени — оптимизировать процесс и приоритезировать.
Навык №6: предпринимательство
Что надо уметь: рисковать и управлять рисками, менять и меняться, оптимистично смотреть на вещи, мыслить не ортодоксально.
Как развивать: если вы основатель, заменяйте микроменеджмент в команде на макроменеджмент. Вместо того чтобы назначать конкретные задачи и контролировать каждый шаг, выберите менеджеров и делегируйте этот процесс им, оставляя себе стратегические цели.
Если вы сотрудник, берите ответственность не только за отдельные задачи, но и за целые проекты.
Еще одна практика на развитие этого софта: делиться своими нерабочими интересами и успехами. Некоторые эксперты говорят, что это помогает генерировать новые идеи и развивать предпринимательское мышление.
Навык №7: достижение целей
Что надо уметь: брать ответственность и принимать решения, ориентироваться на результат, развивать настойчивость, справляться с неопределенностью (опять) и развиваться.
Как развивать: так же, как и планирование, но ставить цели не только для компании, но и для развития конкретного сотрудника, прописывать прозрачный рост для каждой позиции.
Например, как ассистент отдела маркетинга вырастет до директора по маркетингу.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
На иллюстрации — пример вертикального роста, но сейчас становится более популярной зигзагообразная модель — когда человек перемещается между разными департаментами одной компании и пробует себя в разных направлениях: например, продажах, маркетинге, дизайне, редактуре, SEO.
Кстати, компании, которые дают возможность сотрудникам развиваться так внутри компании, снижают уровень текучки. Потому что сотрудник не уходит, если что-то ему наскучит, а пробует себя в новой роли.
Межличностные навыки
Навык №8: умение договариваться
Что надо уметь: вести win-win переговоры, организовывать процесс и вдохновлять.
Ищите не виноватых, а решение и доносите свои эмоции до собеседника. Например, если руководитель не повышает зарплату, ответьте сначала себе, а потом ему: почему это важно для вас.
Фокусируйтесь на интересах. Постарайтесь понять, почему собеседник действует так. Например, сотрудник не достигает цели, потому что у него расфокус или не было отпуска уже 3 года.
Ищите третье решение. Устройте брейншторм, чтобы найти выход из ситуации.
Что надо уметь: проявлять эмпатию, внушать доверие, качественно общаться с разными типами людей, решать конфликты.
Как развивать: организуйте систему конструктивного фидбека на работу каждого сотрудника в команде. Если вы сотрудник, просите этот фидбек сами. Вот несколько условий экологичной обратной связи:
Выбрать подходящее время и место. Например, на запланированной one-to-one встрече.
Выделить не проблемы и недостатки, а зоны роста.
Прописать для себя цель фидбека.
Сделать фидбек взаимным: не только менеджеры дают обратную связь сотрудникам, но и сотрудники менеджеру и друг другу.
Фокусируйтесь на работе, а не на личности и опирайтесь на факты.
Навык №10: умение учить других
Что надо уметь: просто объяснять материал, доносить информацию до непрофессионалов в этой области, превращать знания в учебную программу, обучать коллег, проводить онбординг.
Как развивать: организуйте систему обучения внутри компании. Например, редакторы могут подготовить памятки для авторов, артдир — проводить мастер-классы для дизайнеров.
Бонус: цифровые навыки
Что надо уметь: из насущного — разбираться в ИИ и уметь использовать его без ущерба компании и клиентам. Не помешает разбираться в кибербезопасности — как не отдать мошенникам свой рабочий аккаунт, перейдя по ссылке и т.д. И конечно, пользоваться удобными приложениями, чтобы оптимизировать процессы и коммуникацию.
1. Критическое мышление и любознательность: разрывайте старые шаблоны и привыкайте исследовать что-то просто ради интереса, обменивайтесь опытом внутри разных отделов компании.
2. Планирование в неопределенности: стройте планы на 3 года, год, полгода, 3 месяца и месяц, отталкиваясь от миссии и стратегии на 5 лет. И будьте готовы менять планы в процессе, если грянет очередной локдаун или прилетят инопланетяне.
3. Способность работать с большими объемами информации: выделяйте главное, прозрачно доносите мысли и умейте в сторителлинг.
4. Гибкость и креатив: учитесь и учитесь применять навыки в разных сферах.
5. Селф-менеджмент и осознанность: анализируйте себя и грамотно управляйте своей энергией и ресурсами.
6. Предпринимательство: берите ответственность и управляйте рисками.
7. Достижение целей: создавайте прозрачную систему роста для сотрудников в команде и формируйте свою траекторию на работе.
8. Умение договариваться: учитесь вести win-win переговоры.
9. Укрепление отношений: организуйте систему качественного фидбека в команде.
10. Умение учить других: учитесь организовывать и проводить структурный онбординг.
11. Цифровая осознанность: дружите с гайдами по тому, как пользоваться генеративным ИИ и не подарить мошенникам свои пароли.
Книга по теме
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Навыки руководителя: какие hard и soft skills нужны для успешного развития бизнеса
В статье подробно расскажем про ключевые навыки (hard и soft skills), которые необходимо развивать каждому руководителю, а также дадим ценные советы по их тренировке.
Бизнес-наука
Какие качества должны быть у лидера: их развитие и формирование
В статье расскажем о том, какие уникальные черты и качества нужны лидеру и что отличает его от обычных менеджеров. Также поделимся полезными советами, которые помогут любому руководителю совершенствоваться и развивать лидерские качества.
Бизнес-наука
Эмоциональный интеллект руководителя
Разберем, что это такое, как эмоциональный интеллект помогает в бизнесе и какими упражнениями его можно развивать.
Не только рассказываем про управление и бизнес, но и повысим эффективность работы вашей команды