Как подготовиться к найму: 4 совета на старте
1. Определите потребности бизнеса
На начальном этапе развития стартапа или бизнеса нужно понимать, какие специалисты необходимы для существования и развития проекта. Есть два метода, которые помогут сформировать пул вакансий:
- Первый — стратегический. Запланировать найм сотрудников на год или два вперед.
- Второй — ситуационный. Нанимать людей по мере необходимости.
{{cta_banner}}
Методы формирования команды можно комбинировать. Например, в соответствии со стратегией развития проекта сформировать команду на два года вперед, но по мере необходимости приглашать новых сотрудников в стартап.
Допустим, вы планируете разрабатывать инновационное мобильное приложение. На запуск стартапа, как минимум, нужны аналитики, проджект менеджер, фронтенд- и бэкенд-разработчики, UI/UX дизайнер, тестировщик. Это список основных специалистов.
В дальнейшем для продвижения продукта надо будет организовать маркетинг и продажи, техподдержку. Значит, понадобятся новые специалисты в стартап. Это примерный список сотрудников, которых нужно будет искать в команду постепенно:
- Бизнес-аналитики, маркетологи, копирайтеры — для продвижения проекта.
- Веб-разработчики — для создания сайта.
- Менеджеры — для работы с клиентами.
- Сотрудники техподдержки — для устранения проблем с приложением.
Сформируйте список необходимых сотрудников и пропишите их обязанности. В примере с разработкой приложения в команде стартапа должны быть такие специалисты:
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
2. Оцените, как лучше выстроить процесс найма
Чтобы найти кандидатов в стартап или новый бизнес, можно нанять HR-менеджера в команду. Есть и другие варианты.
1. HR в штате. Такой специалист пригодится, если в команду стартапа нужно постоянно набирать людей или если есть текучка. Он помогает искать сотрудников, проводит онбординг, отвечает за адаптацию новичков.
2. HR на аутсорсе. Некоторые агентства на рынке предоставляют возможность нанять сотрудника по подписке. Например, если HR-менеджер нужен на 2-3 месяца для найма и обучения персонала.
3. Рекрутинговое агентство. На этапе формирования команды специалисты из агентства помогут быстро найти команду. Если вакансия узкоспециализированная, можно обратиться в профильное агентство. Этот вариант подходит, когда нужно закрыть много однотипных вакансий. Но иногда стартап не может обратиться в агентство, так как это дорогостоящая услуга.
Не ограничивайтесь этими способами поиска. Кандидатов можно пригласить в команду, используя социальные сети. Нужно искать сотрудников не только на hh.ru, но и на специализированных платформах: Behance, LinkedIn, Habrahabr, Vimeo.
Если у основателя стартапа есть время на поиск специалистов, можно искать людей самостоятельно. Но будьте готовы, что это может отнять много времени. Когда сроки горят или нужно закрыть важную вакансию для команды, стоит обратиться к профессионалам.
3. Составьте портреты кандидатов
Прежде чем начинать тестировать соискателей, составьте список и опишите основные данные, которые помогут составить образ кандидата:
- возраст, пол, город проживания;
- зарплатные ожидания кандидата;
- образование;
- требуемый опыт работы;
- hard и soft skills;
- уровень занятости: полная или частичная;
- формат работы;
- график работы;
- где работал кандидат.
Оформление такого портрета — эффективный способ понять, каких вы хотите найти сотрудников в свой стартап.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
4. Разработайте корпоративную культуру
На начальных этапах создания бизнеса, основатель стартапа должен подумать о корпоративных ценностях. Если вы будете нанимать людей, ценности которых близки к вашим, то сможете создать команду мечты.
Продумайте несколько моментов:
- какие правила общения должны быть в команде;
- какие оффлайн и онлайн мероприятия вы готовы проводить для сплочения команды;
- какие будут традиции в компании;
- какие отношения команда будет выстраивать с партнерами и клиентами.
Допустим, вы хотите создать поддерживающую атмосферу в коллективе, собираетесь раз в месяц проводить общие мероприятия. Значит, кандидаты должны быть общительны, вежливы и позитивны. Интроверты, скорее всего, не станут участвовать в активностях и вовлекаться в тимбилдинг.
Корпоративная культура также влияет на:
- лояльность сотрудников;
- имидж компании;
- привлекательность стартапа для соискателей.
Например, для миллениалов корпоративная культура важнее, чем деньги. Это подтверждают результаты исследования Deloitte’s seventh annual Millennial Survey.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}