Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
Виды сотрудников: 4 типа, которые есть в каждой компании. Кого беречь, кого -- уволить?

Виды сотрудников: 4 типа, которые есть в каждой компании. Кого беречь, кого -- уволить?

Время прочтения: мин.
05
.
03
.
24

Исследователи из «СберСтрахования» определили распространенные причины увольнения сотрудников. Чаще всего руководители увольняют людей из-за их проступков, из-за напряженных отношений с коллегами, постоянных опозданий и болезней.

Поводов для увольнений много. Но не всегда при этом руководители осознают истинную ценность сотрудников. Рассказываем, как классифицировать сотрудников по их вкладу в общее дело и понять, кого можно убрать из команды, а кого надо обязательно оставить.

Почему важны корпоративные ценности

Ценности — это принципы и убеждения человека. Личные ценности сотрудника и ценности компании должны совпадать.

Иногда их путают с целями. Цель — это конкретный результат, а ценность — это смысл, который мы вкладываем в работу.

Например, у компании могут быть такие цели:

  • увеличить количество продаж в 5 раз;
  • разработать новое приложение для доставки продуктов;
  • повысить лояльность клиентов и т. д.

Ценности бизнеса выглядят иначе:

  • желание создать приложение, которое поможет людям легко и быстро заказывать продукты;
  • стремление обеспечить лучший сервис для клиентов;
  • бережное отношение к природе и экономное потребление ресурсов и т. д.

Цель ставят и достигают, затем меняют на другую. Ценности — то, чего придерживаются постоянно. Например, чтобы продукт помогал людям, его нужно дорабатывать и улучшать. Это постоянная работа команды.

Ценности определяют, каким образом компания достигает целей. Допустим, можно увеличить продажи продукта за счет сильных менеджеров по продажам, но не работать над его улучшением. Можно выбрать другую стратегию: постоянно совершенствовать приложение, чтобы люди с удовольствием использовали его и рекомендовали другим.

{{cta_banner}}

Ценности компании должны совпадать с ценностями сотрудника. Если разработчики будут делать свою работу небрежно и некачественно, компания не сможет выпустить хорошее приложение. Соответственно, не получится обеспечить ценность: создать продукт, который будет помогать людям.

4 типа сотрудников

Существует метод, с помощью которого людей классифицируют по двум критериям: их эффективности и соответствию ценностям компании.

Для оценки человека нужно ответить на два вопроса:

  1. Он успешно выполняет свою работу? Его вклад в общее дело важен?
  2. Этот человек принимает и соблюдает корпоративные ценности?

После оценки имена сотрудников вносят в таблицу, которая состоит из четырех ячеек. Пример таблицы ниже.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Имена сотрудников нужно распределять в зависимости от ответов на вопросы выше. Если человек хорошо выполняет свои обязанности и разделяет ценности компании, его имя нужно записать в ячейку в верхнем правом углу. В ней находится перечень идеальных сотрудников. Конечно, название условное, оно отражает суть категории.

В поле ниже находятся имена перспективных членов команды. Это люди, которые хорошо делают свою работу. Но у них меньше знаний и навыков, чем у первой категории.

В верхнем левом углу нужно написать имена эффективных сотрудников. Они прекрасно справляются со своими задачами, но их ценности не совпадают с корпоративными.

В последнюю ячейку записывают имена людей, которые не подходят компании сразу по двум критериям. Они не справляются со своими обязанностями и не разделяют ценности бренда. Это именно та категория сотрудников, которых не стоит оставлять в команде.

1. Идеальные

Идеальные сотрудники в этой классификации — люди, которые хорошо справляются со своими задачами. Они инициативны и ответственны, выполняют важную работу и стремятся развиваться.

Такие члены команды обычно обладают развитыми hard и soft skills, их ценности соответствуют ценностям команды. Например, исполнительные, порядочные и оптимистичные люди идеально впишутся в клиентоориентированную компанию.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Преимущества и недостатки идеальных сотрудников

➕ Не срывают дедлайны и ответственно относятся к своей работе.

➕ Охотно помогают коллегам.

➕ Могут стать хорошими наставниками для новых сотрудников.

➕ Адекватно относятся к конструктивной критике. Видят в ней возможности для роста.

➕ Могут поддержать команду и компанию в кризисных ситуациях.

Такие люди редко встречаются. Идеального сотрудника редко получается нанять. Его нужно «воспитать», то есть помочь специалисту стать лучше.

Могут брать на себя много задач. Этим пользуются коллеги, чтобы меньше работать.

Иногда страдают от эмоционального выгорания. Причин может быть несколько: берут много задач или их усилия не ценит команда, руководитель.

Что делать руководителю

Если в вашем коллективе есть идеальные сотрудники, берегите и мотивируйте их. Важно отмечать их вклад в работу компании и следить за их загруженностью. Не позволяйте им брать на себя слишком много задач, чтобы потом не пришлось срочно отправлять их в отпуск.

2. Перспективные

Перспективные сотрудники разделяют корпоративные ценности компании, но не так успешно выполняют свою работу, как идеальные. Им может не хватать знаний или навыков.

Такие люди могут и хотят учиться. Поэтому если перспективным сотрудникам не хватает каких-то скиллов, нужно помочь им их получить.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Преимущества и недостатки перспективных сотрудников

➕ Легко обучаются.

➕ Не срывают сроки и ответственно относятся к своей работе.

➕ Помогают коллегам разобраться в вопросе, если им хватает знаний.

➕ Развивают здоровую конкуренцию внутри команды.

Их нужно дополнительно обучать.

Могут выгорать, если будут брать много задач и одновременно с этим — учиться.

Когда получат знания и опыт, могут покинуть компанию.

Что делать руководителю

Нанимать перспективных сотрудников стоит тогда, когда есть ресурсы для их обучения. Если есть время и наставники, с помощью них можно превратить таких людей в сильных специалистов. Кто-то может обучиться и уйти, но часть людей останется в команде.

Если нет времени превращать перспективных сотрудников в идеальных, можно попробовать усилить их за счет самостоятельного обучения. Например, купить для них подходящие курсы повышения квалификации.

3. Эффективные

Эффективные сотрудники — противоположность перспективных. У них достаточно знаний и опыта, но их ценности не совпадают с ценностями компании. Они могут выполнять сложную работу, но в общении с коллегами возникают проблемы.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Преимущества и недостатки эффективных сотрудников

➕ Решают сложные задачи.

➕ Обычно увлечены своей работой, поэтому с удовольствием ее выполняют.

➕ Легко обучаются, если им это нужно или интересно.

Не стремятся выстроить хорошие отношения с коллегами.

➖ Считают себя лучше других членов команды.

➖ Могут покинуть компанию без предупреждения, даже если подведут коллег.

Что делать руководителю

Зависит от того, как себя ведет конкретный сотрудник. Если он токсичен, безответственен и из-за него страдает вся команда, стоит подумать об увольнении.

Иначе могут начаться ссоры в коллективе, из-за этого снизится продуктивность других сотрудников. Из-за плохих отношений в команде можно потерять более перспективных людей.

Если серьезных проблем из-за эффективного сотрудника нет, можно закрыть глаза на какие-то его недостатки. Но важно следить, чтобы он не переступал черту: не хамил коллегам, не подводил команду.

4. Безнадежные

Это люди, которые не справляются со своими задачами и их ценности не совпадают с ценностями компании. У этого типа сотрудников, помимо недостатков, есть и преимущества.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Преимущества и недостатки безнадежных сотрудников

➕ Это люди-маркеры, которые указывают на неправильно выстроенные процессы в компании. Например, найм таких сотрудников говорит о некомпетентности HR-специалистов.

➕ Обычно своим поведением вызывают негодование коллег. Таким образом они помогают подсветить, кто из людей в команде больше всех переживает за успех компании.

Не приносят пользу компании.

➖ Могут быть опасны: из-за них происходят ссоры в коллективе.

Что делать руководителю

Стоит проанализировать, нужны ли такие люди в команде. Скорее всего, их придется уволить.

После этого важно понять, как вообще такие сотрудники попали в компанию. Может быть, нужно изменить критерии отбора специалистов или провести обучение для HR-отдела.

Как внедрить корпоративные ценности

Если в компании не выстроена система ценностей, сложнее найти подходящих сотрудников. Вот несколько советов, которые помогут разработать и внедрить корпоративные ценности:

  1. Составьте список принципов и убеждений компании. Это и есть ее ценности.
  2. Проанализируйте, каким образом лучше рассказать о них. Возможно, стоит добавить описание ценностей в онбординг — программу адаптации для новичков.
  3. Принципы компании должны проявляться на деле. Если для вас важно постоянное обучение, нужно предоставить своим сотрудникам возможность учиться.
  4. Корпоративные ценности не должны ограничивать возможности людей. Например, нельзя заставлять сотрудников проходить обучение в их выходные.
  5. Руководитель первым должен показывать пример. Именно он транслирует убеждения компании. Допустим, он может постоянно заниматься улучшением своих управленческих навыков, если ценность компании — это обучение.
  6. Люди смогут поддерживать корпоративные ценности тогда, когда им не нужно думать о своих базовых потребностях. Поэтому, прежде чем работать над высокими смыслами, стоит обеспечить сотрудникам комфортные условия труда и стабильную зарплату.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована