Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
Обратная связь: как правильно направлять команду к результату

Обратная связь: как правильно направлять команду к результату

Время прочтения: мин.
26
.
03
.
24

Таланты и профессиональные навыки каждого сотрудника важны для успешности бизнеса. Но неэффективная обратная связь в команде может провалить любое дело, какими бы квалифицированными специалистами ни были участники

Неверный фидбэк или вообще его отсутствие – это недоговоренности, обиды, срывы дедлайнов и дезорганизованные сотрудники. Зато корректная обратная связь от руководителя – это мотивированные коллеги, которые гордятся своими успехами, исправляют недостатки и движутся к цели.

Разбираем, как давать обратную связь, чтобы сотрудники добивались результатов и не боялись неудач.

{{cta_banner}}

Что такое обратная связь и зачем она нужна

Обратная связь – это реакция одного человека на действие другого. Похвала за выполненную задачу – это тоже обратная связь. Но она не всегда может быть положительной. Иногда фидбэк – это критика, и важно, чтобы она не превращалась в критиканство. Правильно давать обратную связь – это навык, важный для руководителя soft skill. 

Реакция «Молодец!» подействует на сотрудника мотивирующе один раз. Если на все успешно выполненные задачи вы будете писать одно и то же «молодец», коллектив начнет просто пропускать это и сделает вывод, что вам в целом все равно.

Когда же нужно указать коллеге на ошибку, критика должна быть не только конструктивной, но и бережной. Иначе сотрудник обидится, даже испугается, а это может привести к потере мотивации и срыву сроков. 

Правильный фидбэк – это точка роста, внимание человека к человеку, формирование общего видения проблемы и ее решения.

Виды обратной связи

Корректирующая

Такой фидбэк помогает исправлять и не допускать в дальнейшем ошибок или моментов, мешающих в работе. В идеале корректирующая обратная связь – это не указание на недочеты, а прокачка навыков специалиста.

Основные правила:

  • общайтесь только один на один, например, это можно сделать в личном чате корпоративного мессенджера;
  • начинайте с хорошего – это поможет начать дружелюбный диалог;
  • не давайте никаких личных оценок, только факты, касающиеся работы;
  • расскажите, к чему могут привести ошибки в масштабах проекта или целей компании;
  • узнайте мнение сотрудника, спросите, какое он видит решение проблемы или сами предложите вариант;
  • проговорите с обеих сторон, к чему пришли.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Поддерживающая

Фидбэк важен не только в том случае, когда нужно подсветить и исправить ошибки. Если сотрудник выполнил задачу на отлично и к нему нет вопросов – это тоже достойно обратной связи. Не используйте общих фраз, вроде «Так держать!», «Отлично получилось». Расскажите, что конкретно понравилось, зафиксируйте удачные моменты. Это замотивирует сотрудника, даст ему положительный настрой на дальнейшее выполнение проекта.  

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Развивающая

Этот фидбэк касается не конкретных ситуаций, а работы сотрудника в целом. Обычно такая обратная связь нужна при рассмотрении вопроса о повышении, расширении полномочий, прибавке к зарплате.

Здесь надо взглянуть на задачи, навыки и успехи специалиста. Чем он мотивирован и что даст ему больше мотивации? Готов ли он к новым задачам и чем ему помочь, если нет?

Нужно сосредоточиться не на том, какими навыками сотрудник не обладает, а на требованиях к должности. Так вы сможете вместе определить точки роста. Это не будет выглядеть критикой, а поможет сотруднику понять, над чем ему нужно поработать.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Исправляем ошибки

Проще всего понять, как надо и не надо, на примерах. Разберем частые ошибки в обратной связи, которые приводят минимум к недопониманию между коллегами, максимум – к неэффективной работе и подрыву репутации компании.

Ошибка 1: несвоевременный фидбэк

Пример: дизайнер отправил руководителю 3 макета на выбор. До сдачи проекта – неделя. Руководитель в это время был занят своими задачами, макеты посмотрел за день до дедлайна.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Что не так: дизайнер переживает, что у него и так осталось мало времени до сдачи, и вдобавок к этому непонятно, какие нужны правки. У сотрудника стресс и недовольство, коллектив вынужден все переделывать в последнюю минуту, проект на грани срыва.

Что делать: поставить напоминание, если сообщение пришло не вовремя, чтобы вернуться к нему позже. Такие напоминания есть в корпоративном мессенджере Compass. Так у вас будет время, чтобы внимательно ознакомиться с задачей и сформулировать конкретные пункты правок. У коллеги будет четкое понимание, что исправить, и тоже останется достаточно времени, чтобы работать в спокойном режиме.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Ошибка 2: много эмоций, мало фактов

Пример: автор пишет хорошие статьи, но в последнее время постоянно срывает дедлайны. Из-за этого тормозится весь проект, страдает репутация компании в глазах клиента. Редактор видит срывы сроков и эмоционально высказывает это.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Что не так: подобное сообщение в общем чате – это не про прозрачное общение в команде, а про неэтичное поведение в публичном пространстве. Руководитель резко и негативно высказался, но проблему не решил, причины не выяснил. Сотрудник, в свою очередь, может и хотел бы высказаться, но возможно, побоялся дальше обострять конфликт.

Что делать: написать автору в личном сообщении, коллеги не должны быть свидетелями. Отбросьте эмоции, пишите в спокойной манере, опираясь на факты. Найдите причину, попросите сотрудника высказаться.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Ошибка 3: искажение фактов

Пример: руководитель видит, что при создании приложения разработчик перестал проявлять инициативу, хотя раньше всегда предлагал много интересных фич по проектам. Он пишет сотруднику.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Что не так: руководитель как будто сам все решил и додумал за своего сотрудника. Его вопрос сформулирован некорректно. Ответ сотрудника «да» или «нет» тоже ничего не даст. 

Что делать: стараться формулировать свои мысли более конкретно, даже если пока не понимаете, в чем именно загвоздка. Не пишите свое субъективное мнение о поведении и мотивах коллеги в утвердительной форме. Спросите его, пусть он даст ответ о себе сам.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Чек-лист: как с помощью обратной связи приводить команду к результату

Чтобы дать сотрудникам стимул и дальше идти к достижению целей, не пугаться ошибок, а исправлять их и расти в профессии, следуйте следующим правилам корректной и бережной обратной связи:

  • Указывая коллеге на ошибку, делайте это один на один или пишите в личные сообщения, если используете корпоративный мессенджер.
  • Старайтесь начать с плюсов в работе, дайте понять, что вы настроены на дружелюбное общение.
  • Не ведите монолог и не додумывайте, спрашивайте мнение коллеги. Возможно, он уже сам знает, как решить проблему.
  • Постарайтесь не давать волю эмоциям, придерживайтесь только фактов.
  • Выражайте свою мысль конкретно, даже если пока не понимаете, в чем проблема. Если хотите похвалить сотрудника, тоже пишите, за что именно. Избегайте штампов: «Молодец» или «Отличная работа». Объясняйте более развернуто. 

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована