Что такое матрица БКГ
Матрица BCG или Boston Consulting Group Matrix – это инструмент стратегического планирования. С его помощью можно оценить успешность отдельных продуктов, целых товарных категорий и даже подразделений компании.
Автор модели – Брюс Хендерсон, основатель Бостонской консалтинговой группы из США. Он разработал этот подход и ввел определение матрицы более 50 лет назад, но она до сих пор не теряет свою актуальность.
Главный плюс этого инструмента – простота и наглядность. Все бизнес-единицы в матрице разделяют на четыре категории, в зависимости от доли рынка и темпов его роста. Для каждой такой категории модель БКГ дает рекомендации, что с ней делать:
- «Дойные коровы» – продукты, бренды или подразделения, которые приносят компании больше всего денег и не требуют инвестиций.
- «Звезды» – потенциально успешный товар или сервис, который можно активно развивать.
- «Знаки вопроса» – продукты или направления, которые при определенных обстоятельствах тоже могут стать успешными. Инвестировать в них нужно аккуратно.
- «Собаки» – товары и услуги с низким потенциалом. Их лучше выводить из бизнеса.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
С помощью матрицы можно анализировать:
- отдельные товары и услуги;
- продуктовые категории;
- бренды в портфеле компании;
- направления работы или каналы продаж;
- подразделения фирмы, даже если они не связаны между собой.
Таким образом, матрица БКГ – достаточно универсальный инструмент, который можно применять для анализа любых бизнес-единиц.
Для чего нужна матрица БКГ
Матрица Бостонской консалтинговой группы помогает в долгосрочном планировании и управлении. В частности, с ее помощью можно:
- оценить эффективность бизнеса и текущее положение компании, разработать стратегию развития;
- проанализировать продуктовый портфель и направления работы – определить самые перспективные из них;
- распределить ресурсы и решить, в какие товары и услуги лучше инвестировать;
- оптимизировать товарные группы, закрыть невыгодные продукты;
- сделать наглядную презентацию портфеля компании.
{{cta_op_banner}}
В конечном итоге, использование матрицы БКГ при разработке стратегии позволяет составить сбалансированный портфель продуктов, увеличить долю рынка, сделать бизнес более конкурентоспособным, устойчивым и прибыльным.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}