Что такое стратегия продаж и зачем она нужна
Стратегия продаж — комплексный план, который описывает, как компания будет привлекать клиентов, закрывать сделки и увеличивать доход. В стратегии продаж описывают цель, как планируется ее достичь, ценовую политику компании, информацию про целевую аудиторию, конкурентов.
Например, стратегия развития отдела продаж розничной сети магазинов цифровой и бытовой техники должна описывать способы увеличения продаж. Например, такие:
- Кросс-сейл — в процессе работы с покупателями продавцы обязаны предлагать им дополнительные аксессуары к основным продуктам. Например, при продаже смартфона они могут рекомендовать защитные стекла или наушники.
- Апсейл — после того, как клиент озвучит, какую модель техники хочет купить, продавцы должны ненавязчиво предлагать рассмотреть аналогичные товары, но более дорогие. Главная цель этого действия — повысить средний чек.
- Программа лояльности — каждому клиенту предлагают оформить бонусную карту, чтобы накапливать баллы и с их помощью уменьшать стоимость покупки. Преимущество программы в том, что она стимулирует клиентов покупать технику конкретно в этой сети.
Такая стратегия часто определяет направление реализации стратегии развития бизнеса. Она описывает решения: каким образом планируется увеличить продажи. Тактика продаж более точечная, она определяет, какие задачи должны выполнять сотрудники, чтобы достичь поставленных целей.
Стратегия может влиять не только на работу отдела продаж, но и на деятельность других команд. Например, маркетологи при продвижении бизнеса должны рекламировать выгодную бонусную программу компании или акции, потому что именно на эти аспекты сделан акцент в стратегии продаж. Поэтому важно согласовать принципы вашей стратегии продаж и маркетинговой стратегии.
{{cta_op_banner}}
Стратегия продаж нужна, чтобы:
- Четко определить цели и способы их достижения. Стратегия продаж фиксирует конкретные, измеримые и достижимые цели. Например, если компания ставит цель удвоить объем продаж за два года, стратегия поможет определить способы достижения этой цели. В итоге руководители могут решить расширять партнерскую сеть, использовать контент-маркетинг для привлечения лидов, рассылки или вирусный маркетинг в соцсетях.
- Понять, что нужно целевой аудитории. Когда вы знаете, кто является вашим клиентом, то можете более точно выстраивать маркетинг и продажи. Например, если компания производит экологически чистые продукты, ее целевая аудитория, как минимум, заботится о здоровье и защите окружающей среды. Именно на это нужно делать упор в рекламных материалах, при продаже. Вот для чего нужна стратегия.
- Эффективно использовать ресурсы. Стратегия должна помочь оптимизировать распределение ресурсов. Допустим, если анализ показывает, что определенные каналы продаж приносят больше покупателей, сотрудники могут сосредоточить усилия именно на них.
- Адаптироваться к изменениям рынка. Разработка и реализация стратегии продаж дает возможность бизнесу быть более гибким. Во время пандемии многие компании начали активно развивать онлайн-продажи, меняя свою первоначальную стратегию, перестраивая бизнес-процессы.
- Увеличить конкурентоспособность. Эффективная стратегия продаж может помочь выделиться на фоне соперников, продемонстрировать конкурентные преимущества, создать УТП. Например, в компании проводят анализ и понимают, что конкуренты привлекают покупателей низкими ценами, но при этом люди недовольны сервисом. Если сделать идеальный клиентский сервис и держать цены не выше, чем у соперников, можно переманить часть аудитории других компаний. Упор на сервис и цены нужно будет делать не только при продажах, но и в рекламе.
Формирование стратегии продаж начинается с изучения целевой аудитории, анализа конкурентов. Это помогает понять, на что делать упор для увеличения продаж в процессе работы. Поэтому стратегия продаж должна описывать не только цель и способы ее достижения. Важно описать ЦА бизнеса, ключевых соперников, провести анализ рынка.
Стратегия продаж состоит из описания ЦА, анализа рынка, воронки продаж, цели и способов ее достижения. Сразу можно сделать описание тактики продаж — подробных шагов реализации стратегии продаж бизнеса.
Больше узнать о продажах, увеличении прибыли, управлении проектами можно в Telegram-канале «Бизнесовочная». Подпишитесь, чтобы читать полезные статьи для руководителей и предпринимателей.