Что такое стратегия и тактика
Термины «стратегия» и «тактика» часто путают, но все же у них есть много принципиальных отличий.
Стратегия — общий план действий, который помогает добиться долгосрочных целей компании. Она помогает понять, что мы хотим получим. Если говорить простыми словами, стратегия задает вектор развития.
Допустим, компания ставит цель стать лидером на рынке в течение пяти лет. Для этого команда определяет свои основные ценности, анализирует конкурентов. В компании принимают решение расширять ассортимент, повышать узнаваемость бренда и увеличивать присутствие в интернете. Это общая стратегия развития компании.
Стратегию разрабатывают руководители компании и топ-менеджеры, обычно составляют план развития на несколько лет.
Тактика — это более конкретные действия, которые нужны для реализации долгосрочной стратегии. Тактические решения обычно направлены на достижение краткосрочных целей, их принимают на более низком уровне, например, за них отвечают руководители отделов. Тактические шаги помогают координировать усилия команды и обеспечить выполнение стратегического плана.
В примере выше, чтобы реализовать стратегию, в компании прописывают такие тактические шаги:
- Запуск вирусной рекламной кампании в социальных сетях для привлечения внимания целевой аудитории.
- Участие в выставках и конференциях, реклама у блогеров для увеличения узнаваемости бренда.
- Внедрение программы лояльности для постоянных клиентов, чтобы стимулировать повторные покупки.
Оба инструмента отвечают на разные вопросы:
- Стратегия — что делать?
- Тактика — как это делать?
Стратегия отличается от тактики горизонтом планирования: стратегия — это долгосрочный план крупными мазками, а тактика — краткосрочные действия, описанные детально. Одно не может существовать без другого.
Для реализации стратегии необходимо хорошо продумать тактические шаги. Чем лучше скоординированы тактические, тем быстрее удается достичь стратегических целей.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Допустим, маркетинговая стратегия компании по производству спортивной одежды заключается в диверсификации. Поэтому в компании выбрали такие направления развития:
- Увеличение линейки товаров.
- Создание одежды для всех видов спорта.
- Создание линейки sport casual.
От этой стратегии зависит, что именно планирует делать компания в течение нескольких лет. Но нужно понять, как это сделать.
{{cta_op_banner}}
Для этого прописывают тактические шаги:
- Провести исследование рынка, чтобы понять тренды.
- Определить целевую аудиторию для каждого вида спорта и casual-одежды.
- Сформировать уникальные предложения для каждой подкатегории одежды.
- Нанять дизайнеров, которые специализируются на спортивной и casual-одежде.
- Выбрать поставщиков тканей.
- Разработать визуальную составляющую новой линейки.
- Определить ключевые сообщения бренда.
- Запустить рекламную кампанию в социальных сетях, ориентированную на активных пользователей.
- Разработать стратегию дистрибуции (интернет-магазин, спортивные магазины, различные сети).
- Собрать отзывы клиентов о новых продуктах.
- Вносить изменения в линейку на основе анализа обратной связи.
Такая тактика позволяет прописать конкретные действия, которые позволяют реализовать стратегию на практике.
Подробнее узнать об управлении бизнесом можно в Telegram-канале «Бизнесовочная». Приглашаем подписаться, чтобы регулярно получать полезные материалы для предпринимателей.