Что такое бизнес-модель
Бизнес-модель — это документ, в котором описывают план построения бизнеса. Допустим, вы хотите продавать детские игрушки на набережной. Есть идея, но чтобы запустить бизнес, обеспечить его развитие, этого недостаточно. Нужно описать, каким образом вы планируете реализовать эту идею: у кого будете закупать игрушки, кто их будет покупать, будет ли реклама и какая и т. д.
{{cta_banner}}
То есть бизнес-модель — это схематичное описание бизнес-процессов, которое помогает понять, как будет работать компания и существуют ли у нее шансы стать прибыльной.
Игорь хочет запустить производство и доставку мебели. Для этого следует снять помещение и закупить материалы. Оборудование и автомобиль на первое время есть, покупать ничего не нужно. Но Игорю необходимо понять, кому он будет продавать мебель, как будет продвигаться, какие дополнительные расходы могут появиться. Это поможет понять, насколько рентабелен такой бизнес. Поэтому прежде чем запускать производство, Игорь строит бизнес-модель.
Бизнес-модели есть лишь у части компаний, но это большая ошибка, так как без них может быть сложно оценить риски и возможности любого бизнеса.
Зачем нужна бизнес-модель
Есть 5 главных причин, чтобы построить бизнес-модель.
- Разработка стратегии. Бизнес-модель является фундаментом для создания стратегии компании. Она позволяет определить основные направления развития, цели и способы их достижения. Без собственной бизнес-модели можно совершить ошибки при выходе на рынок.
- Оценка рентабельности. Благодаря бизнес-модели предприниматель может оценить эффективность компании. Бизнес-модель поможет понять, есть ли будущее у вашего проекта.
- Привлечение инвестиций. Инвесторы и потенциальные партнеры смотрят на бизнес-модель, когда думают, стоит ли вкладывать деньги в компанию. Наличие бизнес-модели показывает потенциальным инвесторам, что компания серьезно подходит к своей деятельности. Это повышает шансы на привлечение инвестиций.
- Поиск и минимизация рисков. Благодаря бизнес-модели получается предвидеть риски. Это помогает выявить уязвимые места в бизнес-процессах и найти способы их минимизации. Так компания становится более устойчивой к внешним факторам: конкуренции, тенденциям рынка, экономическим кризисам.
- Поиск новых решений. При создании бизнес-модели иногда получается заметить точки роста компании, придумать новую идею для развития проекта или придумать, как масштабировать бизнес.
Отличие бизнес-модели от бизнес-плана
Бизнес-модель — это инструмент, который помогает определить стратегию развития бизнеса или стартапа в общих чертах. Такое схематическое описание бизнес-процессов позволяет оценить сильные и слабые стороны проекта, понять, как бизнес будет зарабатывать. Бизнес-модель не включает в себя детальные расчеты выручки или расходов.
Бизнес-план — подробное описание бизнеса и расчет затрат, инвестиций, показателей эффективности проекта. Бизнес-план делают уже после построения бизнес-модели.
Допустим, у предпринимателя возникает идея бизнеса. Сначала он анализирует рынок и описывает проект с помощью бизнес-модели. Для этого указывает:
- сегменты клиентов;
- какие отношения с ними планирует строить;
- в чем ценность товара или услуги для людей;
- какие ресурсы нужны для запуска;
- какие есть потоки поступления денег;
- кто поставщики и т. д.
Далее предприниматель делает расчеты и составляет бизнес-план. Он описывает:
- компанию и проект;
- какие товары или услуги планирует продавать или предоставлять;
- рынок, конкурентов, клиентов.
Дальше он прогнозирует затраты и выручку, себестоимость товара, сроки окупаемости, считает точку безубыточности.
Детальные бизнес-планы позволяют понять, когда окупятся вложения. Эта информация важна не только для собственников, но и для инвесторов, партнеров.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}