Что такое бизнес-требования
Бизнес-требования — детальное описание того, что нужно сделать для выполнения конкретного проекта. Бизнес-требования для разработки сайтов или сервисов — документ с описанием их характеристик и опций. Эти требования необходимо реализовать, чтобы создать ценный для пользователя продукт.
{{cta_banner}}
Любые бизнес-требования служат для того, чтобы:
- зафиксировать требования заказчика проекта;
- собрать потребности клиентов;
- команда разработчиков и все сотрудники понимали, какой конечный продукт нужно получить;
- обосновать преимущества выбора технически сложных бизнес-решений.
Бизнес-требования будут важны в любой фазе жизненного цикла проекта, начиная от планирования и заканчивая поддержкой после его внедрения. Именно бизнес-требования определяют, какой получится результат: корпоративный сайт, курсы, другой продукт или проект.
Например, компания занимается разработкой мобильного приложения для банка. Требования к его структуре могут выглядеть так:
- Открыть новый продукт: вклад, кредит, карту.
- Регистрация или авторизация.
- Наличие защиты данных от взлома.
- Главный экран.
- История операций.
- Переводы и оплата услуг.
- Бонусы, кэшбэк.
- Социальное взаимодействие — приглашение друзей за бонусы.
- Добавление или оформление карт.
- Копилка.
- Инвестиции.
- Оформление страховки.
- Настройки: безопасность, личные данные.
Помимо описания бизнес-требований к структуре сервиса, следует охарактеризовать другие элементы:
- бизнес-цели проекта;
- потребности пользователей, рынка;
- бизнес-модель;
- риски проекта: временные, бюджетные, внешние;
- описания бизнес-процессов компании;
- пользовательские истории.
Что такое документ бизнес-требований
Бизнес-требования нельзя просто написать в блокноте. Их составляют в специальном документе. Документ бизнес-требований (Business Requirement Document) — отчет, который помогает описать потребности клиентов и заказчиков.
Конкретного шаблона документа с бизнес-требованиями нет. Можно придерживаться такой структуры:
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Артефакты бизнес-требований — элементы, которые нужны для составления документации:
- Бизнес-правила: нормативные акты, установленные порядки и другие регламенты.
- Глоссарий: расшифровка терминов из документа с бизнес-требованиями.
- Показатели, которые важны для оценки результатов.
Иногда требования используют в контексте бизнес-процессов. Допустим, компании нужно увеличить скорость обслуживания покупателей или усовершенствовать дизайн сайта. Тогда в документе необходимо описать, с помощью каких действий и задач получится этого достичь. Таким образом бизнес-требования позволяют налаживать управление бизнес-процессами компании.
Виды бизнес-требований
Функциональные
С их помощью описывают конкретные функции системы или проекта, которые больше всего важны для бизнеса. Они отвечают на вопрос «Что должна делать система?».
Пример функционального требования для интернет-магазина:
На платформе должна быть предусмотрена возможность добавлять товары в избранное и корзину, оформлять заказ через сайт.
Нефункциональные
Они описывают характеристики продукта, которые определяют, как он должен выполнять свои функции. Отвечают на вопрос «Как должна работать функция системы?».
С помощью таких требований указывают:
- производительность сервиса;
- его безопасность;
- удобство использования сайта;
- время отклика на действия пользователя;
- возможности масштабирования проекта.
Формулировка бизнес-требования нефункционального типа:
Сервис должен проводить обработку не менее 1000 транзакций в минуту без снижения производительности.
Это требование гарантирует, что интернет-магазин будет справляться с большим объемом операций в любое время.
Уровни бизнес-требований
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Бизнес-требования можно разделить на несколько уровней, каждый из которых отражает разные стороны проекта.
1. Верхнеуровневые требования
Это самые общие требования, которые описывают основные цели бизнеса или проекта. Например, бизнес-требования для разработки интернет-магазина могут выглядеть так:
Разработать сайт для продажи товаров, который поможет клиентам легко их покупать, будет работать без сбоев.
Такие бизнес-требования, как правило, дополняют пользовательскими. Иначе описание получается слишком краткое и размытое.
{{cta_op_banner}}
2. Пользовательские требования
Один из видов бизнес-требований, с помощью которых описывают, что пользователи ожидают от проекта или сервиса. Помимо этого, бизнес-требования помогают определить характеристики, которые важны для будущих клиентов. В случае с предыдущим примером, документ будет содержать следующие требования:
Возможность быстрого поиска товаров по категориям и добавления товаров в избранное, личный кабинет, отзывы и комментарии.
Все это — примеры бизнес-требований.
3. Системные требования
Это тип бизнес-требования, который более подробно описывает, каким образом система должна реализовать пожелания клиентов. Допустим, в качестве бизнес-требований необходимо указать, какие интеграции следует разработать для мобильного приложения. Или как система реагирует, когда пользователь добавляет товар в избранное.