Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
Метод шести шляп: как техника помогает находить оптимальные решения задач в работе и жизни

Метод шести шляп: как техника помогает находить оптимальные решения задач в работе и жизни

Время прочтения: мин.
09
.
12
.
24

Человеческое мышление в процессе жизни становится однобоким. Мы делаем выводы на основе собственного опыта, профессионального подхода. Но это может помешать нам находить нестандартные решения, приходить к объективным оценкам, а также влияет на нашу способность решать конфликты мирным путем. Рассказываем о методе шести шляп, который задействует сразу несколько типов мышления. Разберем, как техника решения творческих задач помогает в поисках верного выхода из ситуации, позволяет подобрать рабочие идеи или посмотреть на проблему под другим углом.

Суть метода «Шесть шляп мышления»

Автор метода «Шесть шляп мышления» – Эдвард де Боно. В одноименной книге британский писатель и психолог отмечает, что со временем человеческое мышление становится менее объективным. Для принятия решений мы используем прошлый опыт, опираемся на личное мнение. Влияние оказывают воспитание, образование, круг общения, наши эмоции и стереотипы. Это вполне нормально, но так нестандартные решения не найти. Наш привычный взгляд мешает нам в ситуациях, когда на проблему нужно посмотреть с нового ракурса. Техника де Боно говорит о том, что найти верный ответ можно, используя разные типы мышления вместе. То есть нужно использовать латеральное или параллельное мышление.

Метод шести шляп мышления представляет собой ролевую игру. На участников поочередно или одновременно надеты все шесть шляп. Далее мы расскажем, как это работает для одного человека или группы.

Каждой из шляп соответствует свой цвет и тип мышления:

  • белая – аналитическое мышление;
  • красная – эмоциональное мышление;
  • черная – критическое мышление;
  • желтая – позитивное мышление;
  • зеленая – креативное мышление;
  • синяя – стратегическое мышление.

Получается, что решения проблемы оцениваются с различных точек зрения. Каждая шляпа диктует свой ход мыслей, ответы на определенные вопросы.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Например, в спорах и обсуждениях решения или идеи часто побеждает та позиция, которую лучше отстаивали. Но метод шести шляп учит не борьбе, а союзу идей и взглядов. С помощью шляп мы рассматриваем проблему с разных сторон, даже с тех, которые могут показаться неуместными. В частности, метод уделяет внимание эмоциям и интуиции. Хотя обычно люди стараются принимать решения, «отключая» эмоциональную часть.

Совокупность разных типов мышления и рассмотрение ситуации с других, даже неожиданных сторон позволяет найти нетривиальный подход к проблеме. Этим теория Эдварда де Боно отличается от привычных способов обсуждения или выбора решения.

Плюсы метода

Расскажем еще о преимуществах техники «6 шляп мышления»:

Фокусируемся или переключаемся

Когда мы примеряем шляпу, то фокусируемся на проблеме. Например, надев желтую шляпу, ищем преимущества и выгоды от проекта. Это помогает сосредоточиться. Когда мы меняем шляпу, то меняем ход мыслей, переключаем режим мышления. Это позволяет по-новому рассмотреть ситуацию.

Получаем полную картину

Сам автор метода был разносторонним и деятельным человеком. Он призывал не зацикливаться на одном направлении каждого решения. Так и родилась теория шести шляп.

Метод «Шесть шляп мышления» заявляет, что полезно быть и оптимистом, и пессимистом. Придерживаться сухих фактов, но также давать волю фантазии. Опираться на логику, но и говорить, что при этом чувствуешь.

{{cta_op_banner}}

Мыслим в заданном направлении

Техника воображаемых шляп полезна для организации мышления. То есть она помогает упорядочить и структурировать мысли. Часто при обсуждении какой-то проблемы участники теряются и не знают, с чего начать или на что опираться. Шляпа определенного цвета задаст направление, и обсуждение пойдет быстрее и проще.

Поэтому теория шести шляп мышления хорошо работает в рамках мозгового штурма и считается одной из разновидностей метода.

Преимущества для работы и жизни

Рассмотрим, как «6 шляп мышления» может помочь в работе команд, и приведем примеры использования метода:

  • 6 шляп помогает командам находить оптимальные решения при работе над проектами;
  • С помощью шести шляп можно обсудить целесообразность самого проекта или идеи реализации;
  • Метод шести шляп можно использовать в обучении, чтобы показать, как креативные решения рождаются в сотрудничестве;
  • Представив публике технику организации мышления, оратор сможет проще донести свою мысль и объяснить сложную тему;
  • Метод де Боно полезен при решении конфликтов, споров и налаживания коммуникации в команде – применение техники шести шляп учит признавать разные мнения и учитывать полярные точки зрения;
  • Этот метод поможет принять верные и взвешенные решения в бизнесе и жизни, ведь мы можем видеть и оценивать все аспекты проблемы.

Наладить приятную и комфортную коммуникацию в команде позволяет единый инструмент общения – корпоративный мессенджер. Compass способен структурировать задачи по отделам, а также обеспечить полную безопасность информации для бизнеса.

{{Попробовать мессенджер Compass}}

Как работают шляпы

Опишем, как каждый цвет шляпы работает для шести типов мышления.

Белая шляпа

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Олицетворяет ретроспективный метод анализа и изучения информации. То есть стороны должны проанализировать, как данные есть, что было предпринято ранее, чего не хватает. Как получить недостающую информацию.

Для белой шляпы участники собирают только факты и проверяют на достоверность.

Красная шляпа

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Надеть красные шляпы – значит открыто и честно выразить свои чувства и эмоции. Эту шляпу нужно использовать, чтобы нейтрализовать возможные опасения и страхи. Невысказанные негативные чувства в дальнейшем помешают реализации плана.

Необходимо искать такой способ решения, который вызовет положительные эмоции и чувство удовлетворения от работы.

Белые и красные шляпы противопоставлены: разум и чувства, логика и эмоции.

Желтая шляпа

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Отвечает за оптимистичное мышление. Позитивный взгляд на вещи, определяем сильные стороны и преимущества. Оцениваем выгоду идеи, ее ценность.

Черная шляпа

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Черную шляпу нужно использовать, чтобы оценить риски, предвидеть потенциальные опасности. Это не оскорбление или пренебрежение чужих идей, а конструктивная критика. Критическое мышление помогает найти слабые места в позитивном подходе.

Использование желтой и черной шляп можно представить также как противопоставление. Метод шести шляп помогает вовремя заметить подводные камни проекта. Это полезно и при решении конфликтов – человек не может иметь только отрицательные качества, в каждом есть и хорошие черты.

Зеленая шляпа

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Шляпа творческого мышления. Здесь приветствуется креативность и любые предложения. Можно применять разные способы для активации нестандартного мышления. В зеленой шляпе рассматриваем альтернативные варианты решения творческих задач, новые возможности. То есть каким образом можно исправить недостатки, которые выявили под черной шляпой.

Синяя шляпа

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Отвечает за стратегическое мышление, оценивает все высказывания, исходя из целей проекта. В начале обсуждения можно обозначить повестку, а в конце участник в синей шляпе подводит итоги, собирает данные: поможет ли идея достичь целей, соответствует ли общей концепции. То есть это некий модератор, в качестве которого может выступать руководитель.

Руководитель следит, чтобы высказанные идеи и предложенные решения не выходили за рамки, которых требует шляпа определенного цвета.

Теория шести шляп на практике

Опишем, как шесть шляп можно использовать при обсуждении идеи для группы или для одного человека.

Разработка проекта в команде

Например, креативная команда агентства разрабатывает упаковку новой продуктовой линейки для клиента. На участниках поочередно надеты все шесть шляп.

  1. Игрок в синей шляпе ставит цель обсуждения, описывает концепцию, раздает роли.
  2. Одни участники наденут белые шляпы и соберут факты. Под этой шляпой представители начнут с того, что известно: история компании, прошлые проекты и продукты. Нужно узнать о целевой аудитории, составить портрет клиента.
  3.  желтую шляпу, участники предлагают использовать яркие цвета и оригинальный дизайн, чтобы подчеркнуть новое направление развития компании.
  4. Под черной шляпой представители говорят о том, что бюджета клиента не хватит для реализации идеи.
  5. Красные шляпы высказали опасения, что снова столкнутся с жестким дедлайном и не смогут сделать качественный дизайн. Также они были недовольны, что этот клиент постоянно вносит изменения в проект.
  6. В зеленой шляпе были участники, которые предложили использовать более дешевый материал. Это поможет уложиться в бюджет. Еще под этой шляпой представители компании решили обсудить с клиентом увеличение сроков дедлайна и ограничить количество правок.
  7. Игрок в синей шляпе следил, чтобы группы не выходили за рамки условий своих шляп, а также не конфликтовали из-за разных взглядов на проект.

В управлении такими обсуждениями руководителю помогает развитый эмоциональный интеллект. Как его развивать и какие книги читать подробнее рассказываем в нашем журнале.

В итоге под этой шляпой были собраны все данные и предложенные решения проблемы.

Пример использования метода для одного человека

Шесть шляп успешно применяют и для анализа в одиночестве. Теорию де Боно можно использовать для принятия решения в любой жизненной ситуации. Приведем общий пример, как человек выбирает автомобиль.

Шляпы меняются по очереди. В процессе примерки белой шляпы человек собирает факты о нескольких понравившихся ему машинах. После под желтой шляпой смотрит на плюсы моделей. Далее метод поможет оценить минусы, а также черная шляпа напомнит о бюджете.

Надев красную шляпу, человек вспоминает, что одна из моделей есть у его друга, и тот жаловался на не очень экономичный расход топлива. В другой модели на тест-драйве ему было не комфортно сидеть в кресле. Третья машина понравилась жене и ребенку.

Зеленая шляпа будет нужна, чтобы выбрать альтернативный вариант с учетом всех данных. Например, можно посмотреть акции у дилеров или обратить внимание на рынок подержанных автомобилей.

В синей шляпе подводим итоги на основе данных и принимаем решение о покупке.

Рекомендации по использованию техники шести шляп

Приведем несколько советов для повышения эффективности метода.

Управляйте шляпами

Для использования метода шести шляп можно каждой группе дать роль, она не меняется на протяжении всего обсуждения. Либо можно менять шляпы, чтобы переключать фокус мысли. Как и один человек, который использует эту технику организации мышления, группа также может сначала порассуждать в желтой шляпе, а потом воспользоваться черной.

Синяя шляпа управляет временем, например, может выделить каждой группе по десять минут на высказывания. Также она выступает в начале и конце дискуссии, следит за процессом и выработкой решения, когда надеты все шесть шляп.

Меняйте порядок шляп на свое усмотрение: какие шляпы высказываются первыми, какие потом. Например, красная шляпа мышления может быть использована последней, чтобы участники высказали свои эмоции по поводу всего проекта.

Не пропускайте ни одну из шляп

Возможно, когда метод 6 шляп используют, например, в школах, то какую-то из шляп можно не брать. Но в остальных случаях важно использовать все. Ведь каждая шляпа – это фактически тот или иной аспект проблемы, есть риск что-то упустить.

Тренируйтесь в использовании

Техника 6 шляп может не сработать с первого раза. Но по мере того, как руководитель и команда набираются опыта в процессе такой ролевой игры, и участники становятся более открыты друг другу, способ решения творческих задач начинает работать.

Об эффективном управлении командами и работе над проектами мы пишем в телеграм-канале «Бизнесовочная». Это блог команды Compass, где мы даем ссылки на полезные статьи и сами рассуждаем о маркетинге, продажах и разработке продуктов.

Резюмируем

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно – это метод организации мышления и способ решения задач. Каждая шляпа представляет свой взгляд на проблему.

Метод шести шляп помогает найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты развития событий. Технику шляп можно использовать в группе и одному.

Теория будет полезна для задач бизнеса, например, при разработке проектов и в обычных жизненных ситуациях, когда решается вопрос о покупке автомобиля или выборе гостиницы.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована