Главная
/
Блог
/
Бизнес-наука
/
Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма

Время прочтения: мин.
20
.
02
.
24

Метод мозгового штурма появился в области творческих инноваций и стал уже неотъемлемой частью современного подхода к решению задач. В основе этого метода лежит стремление к задействованию творческого потенциала группы людей. Мозговой штурм активирует коллективный интеллект и создает в команде условия для возникновения оригинальных идей.

Поводом для появления метода стала мысль, что творческие идеи могут быть подавлены страхом негативной оценки со стороны коллег. Для основателя брейнсторминга Алекса Осборна приоритетной задачей в разработке метода стало преодоление сотрудниками компании этого барьера. 

{{cta_banner}}

Со времени возникновения метод мозгового штурма доказал свою эффективность на практике и стал применяться во многих сферах. Сегодня благодаря брейншторму рекламные кампании наполняются инновационными идеями, бизнесы находят нестандартные пути выхода из кризисных ситуаций, а отделы по управлению брендом формируют свежие и перспективные концепции.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Зачем нужен мозговой штурм

Важное условие мозгового штурма — заблокировать любые оценочные суждения на начальном этапе и создать открытое творческое пространство. Это помогает формировать уникальные идеи. 

Для чего еще используют метод мозгового штурма:

1. Разнообразие идей. Мозговой штурм помогает команде генерировать множество идей, потому что в нем участвуют специалисты с разными знаниями, опытом и точками зрения. Это разнообразие стимулирует творческий процесс и дает более полное представление о возможных подходах к решению задач компании.

2. Коллективная эффективность. В рамках мозгового штурма группа работает как единое целое, участники активно взаимодействуют между собой и вдохновляют друг друга. Такой вид коллективной работы поддерживает командный дух и дает возможности к достижению хороших результатов.

3. Создание открытого рабочего пространства. Брейнсторминг помогает преодолевать творческие затруднения путем открытия новых перспектив и подходов к решению проблемы. Мозговой штурм создает атмосферу, в которой участники могут свободно высказывать свои мысли, вне зависимости от степени их нестандартности.

4. Быстрота и оперативность. Брейнсторминг ускоряет формирование конкретных решений. Во время встречи может быть предложено множество вариантов действий, среди которых затем нужно будет выбрать самый подходящий. Несмотря на то, что стадия отбора может занять больше всего времени, к моменту ее завершения команда будет иметь основные пути решения задачи.

5. Стимулирование инноваций. Атмосфера «штурма» создает условия для выражения нестандартных идей и поиска инновационных решений. Те идеи, которые на первый взгляд кажутся странными или сложными для воплощения, в среде брейншторма обретают ощутимый потенциал.

В каких случаях метод не подойдет

Хотя метод мозгового штурма является мощным инструментом для генерации идей, существуют сценарии, в которых он может вызвать у команды затруднения и принести мало пользы.

Комплексные проблемы

Мозговой штурм может оказаться недостаточным при решении сложных проблем, которые требуют аналитического или теоретического анализа. Пространство брейншторма не позволяет углубляться в детали — в таком случае теряется стихийность, за которую в первую очередь ценится этот метод.

Если проблема состоит из множества аспектов, то лучше будет рассмотреть каждый из них в рамках отдельного штурма. Обсуждение сложных задач при помощи методики брейнсторминга может привести к тому, что группа начнет работать в отдельности над каждым аспектом проблемы, упуская общее видение.

Отсутствие взаимодействия в команде

Большим препятствием для брейнсторминга являются психологические блоки сотрудников, которые возникают из-за недостаточного знакомства с коллегами. В атмосфере недоверия и замкнутости появляется страх перед высказыванием. Метод мозгового штурма будет эффективен только в сформировавшейся команде.

Основные принципы мозгового штурма

В 1942 году Алекс Осборн сформулировал 4 главных правила брейншторма в своей книге «‎How to think up»:

  1. Никакой критики во время брейнсторминга.
  2. Чем больше идей, тем лучше. 
  3. Приветствуются даже самые безумные мысли. Часто именно они оказываются лучшими.
  4. Идеи других можно объединять, дополнять, интегрировать и развивать.

С момента выхода книги Осборна прошло больше восьмидесяти лет, и за это время метод стал невероятно популярным. Рассмотрим его основные принципы:

1. Запрет «да, но» и поощрение «да, и». Вместо отрицания идеи («да, но») стимулируется ее поддержка и углубление («да, и»). Этот принцип подпитывает позитивное взаимодействие участников брейнсторминга и помогает сделать более объемные концепции.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

2. Приоритет количества. Брейншторм прежде всего направлен на генерацию большого числа идей. Качество предложенных вариантов рассматривается на следующем этапе. Такая практика «открывает разум», раскрепощает, освобождает сотрудников от лишних сомнений, придает им уверенность и вовлекает в работу.

3. Участие экспертов. Эксперты могут предоставить полезные рекомендации и подсказки. Участие специалистов в мозговом штурме компенсирует недостаток качественных идей: они представляют высказанные мысли в более реалистичном виде, помогают оценить сложность проблемы и найти возможные решения.

4. Использование различных техник. Брейншторм может включать в себя и другие техники, такие как майндмэппинг, для стимулирования различных аспектов творческого мышления. Майндмэппинг - это метод, при котором создается диаграмма идей, основанная на базовой идее, от которой ветвями расходятся связанные понятия. Так информация визуализируется и структурируется, что помогает более глубоко понять проблему или тему.

5. Фиксация результатов брейншторма. Необходимо следить за тем, чтобы были зафиксированы мысли каждого участника. Во время бурного обсуждения можно легко упустить интересную мысль. Получить максимальный эффект от мозгового штурма можно, только собрав всю обратную связь. Чтобы идеи не дублировались и каждый голос был учтен, следует либо вести заметки, либо использовать альтернативные способы фиксации.
6. Проведение разминки. Физическая активность помогает участникам брейншторма снять напряжение, взбодриться и настроиться на творческую работу. Хотя разминка занимает не больше пяти минут, упражнения в игровой форме повышают эмоциональный настрой участников, из-за чего рабочая атмосфера становится комфортнее.

7. Ограничение обсуждения. На начальном этапе брейншторма обсуждение ограничивается исключительно генерацией идей — анализ и критика занимают следующий этап.

8. Наличие фасилитатора. Ведущий в брейншторме (фасилитатор) направляет процесс в нужное русло. Фасилитатор поддерживает баланс между свободой выражения и фокусировкой на цели и облегчает процесс комбинирования идей. 

Как только руководитель и сотрудники освоят эти принципы, к методу мозгового штурма можно будет подключать и другие методики, или, наоборот, экспериментировать с внедрением мозгового штурма в рабочие процессы.

Этапы мозгового штурма

Как провести мозговой штурм? Обычно процесс делится на шесть ключевых этапов.

1. Формулируйте задачи

Цель. Обязательно определите четкую цель, главную задачу брейншторма. Это может быть как  решение конкретной проблемы, так и поиск свежих идей в строго обозначенной области.

Постановка вопроса. Формулируйте вопрос так, чтобы он был максимально ясным. От первого этапа будет зависеть дальнейшее взаимопонимание участников: коллеги не смогут достичь единой цели, если вопрос будет некорректным и расплывчатым.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

2. Генерируйте идеи

Безоценочное высказывание. Участники предлагают идеи без какой-либо критики. На этом этапе важно поддерживать атмосферу свободного обмена мыслями и исключать обсуждение.

Стремление к количеству. В результате высказывания участников должно получиться множество отличных друг от друга идей. На дальнейших этапах это отразится в разнообразии подходов и спектре возможных решений.

3. Оценивайте идеи

Выбор критериев. Установите критерии оценки сгенерированных идей. Они могут включать в себя реализуемость, оригинальность, важность и другие аспекты, которые зависят от цели брейншторма.

Обсуждение. Обсуждая идеи, участники должны выделить те, которые считают наиболее перспективными. Важно, чтобы оценка происходила после генерации идей, а не в процессе.

4. Группируйте идеи

Схожие варианты. Группируйте похожие или взаимосвязанные идеи в категории. Это поможет увидеть общие тенденции и темы — будет легче определить потенциальные области для дополнительного исследования.

Формирование концепций. Из совокупностей идей формируются более конкретные концепции или решения.

5. Разрабатывайте идеи

Детализация. Выбранные идеи проходят дополнительную детализацию. На этом этапе разрабатываются конкретные шаги для внедрения выбранных концепций.

Интеграция. На этом этапе объединяются разные идеи и концепции, чтобы создать уравновешенное и всеобъемлющее решение. Анализируется, как идеи взаимодействуют друг с другом, выделяются общие элементы и разрабатывается стратегия для успешного объединения. Главная цель этого этапа - создать единый и гармоничный подход, который наилучшим образом решает поставленную задачу.

6. Завершение и подведение итогов

Сводка результатов. Представьте краткое описание основных идей, которые были придуманы и разработаны в ходе брейншторминга. Можно сверить результаты работы с первоначальной задачей.

План действий. Определите следующие шаги для реализации выбранных идей. Это может включать в себя распределение обязанностей, выделение ресурсов и установку сроков.

Инструменты для брейнсторминга

Провести мозговой штурм эффективно помогут специальные инструменты. Наряду с традиционными оффлайн-инструментами для записи идей есть множество онлайн-приложений, работать в которых легко и удобно. И это особенно актуально, если команда работает удаленно.

Корпоративный мессенджер. Этот инструмент объединяет в себе чат, видеоконференции, совместную работу над документами, что делает его подходящим вариантом для брейнсторминга в корпоративной среде.

Miro. Сервис Miro предоставляет виртуальные доски для совместной работы. Например, участники могут добавлять стикеры на доску, рисовать и создавать таблицы. Этот инструмент часто используется для визуализации процессов брейншторминга.

Zoom Whiteboard. В Zoom, сервисе для онлайн-конференций, также доступна интерактивная доска. При использовании функции «Whiteboard», участники могут рисовать, добавлять текст на доску в режиме реального времени.

Stormboard. Stormboard — это инструмент разработанный для облегчения совместной работы и генерации идей в командах. Он предоставляет возможность создавать визуальные доски, на которых можно представлять идеи в виде карт, а колонки могут отражать различные этапы процесса.

Флип-чарт, блокнот и ручка. Незаменимые традиционные средства для фиксации идей в процессе брейншторма. Просто и доступно. Особенно актуальны в ситуациях, когда доступ к технологиям ограничен.

Диктофон. Записывайте обсуждения в процессе брейншторма на диктофон. Идеи таким образом фиксируются в мельчайших деталях, а повторное прослушивание ключевых моментов помогает при дальнейшем анализе и расшифровке.

Заключение

Метод мозгового штурма широко используется командами на протяжении многих лет и продолжает оставаться мощным инструментом коллективной генерации идей. 

Брейнсторминг стимулирует креативность, вносит разнообразие в подходы к решению проблем и снижает страх негативной оценки на начальной стадии обсуждения. Сегодня существует множество различных онлайн- и оффлайн-форматов проведения мозгового штурма, поэтому метод пользуется популярностью у команд самых разных направлений. 

Успешный мозговой штурм помогает создать поддерживающую атмосферу в команде, укрепить отношения между участниками, дать каждому почувствовать себя свободным в выражении своих мыслей.

Все это в совокупности делает метод мозгового штурма неотъемлемой частью современных стратегий решения проблем и стимулирования творческого потенциала коллектива.

Попробуйте Compass

Знакомая ситуация?

Скачайте корпоративный мессенджер для управления командой
Попробуйте мессенджер, который приведёт в порядок рабочее общение.
Узнать больше

Книга по теме

Попробуйте Compass

Скачайте корпоративный мессенджер для управления командой
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована