Как запустить прибыльный стартап
Научиться работать с изменениями
Основатель стартапа должен быть морально готов к тому, что в любой момент что-нибудь может пойти не по плану. Поэтому прежде чем запустить стартап, важно подготовиться к необходимости быстро принимать решения и направлять команду по новому вектору развития.
Предприниматель может использовать специальные методики, которые помогают управлять бизнесом, когда обстоятельства меняются. Например, существует метод ADKAR. По этой концепции руководитель должен помочь сотрудникам пройти через 5 стадий, чтобы они научились что-то делать по-новому. Вот эти этапы:
- Awareness — понимание, что перемены нужны.
- Desire — желание принять участие в переменах.
- Knowledge — знание того, как работать во время и после нововведений.
- Ability — способность применить знания с предыдущего этапа на практике.
- Reinforcement — закрепление результата изменений.
Этот совет позволит запустить перемены в работе вашего стартапа, когда что-то полностью идет не по плану.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Изучить свою целевую аудиторию
Для запуска стартапа важно знать целевую аудиторию продукта. Это люди, которым интересен товар или услуга. Если стартапер не понимает, чего именно хочет целевая аудитория, есть риск, что его продукт останется невостребованным.
Допустим, предприниматель придумал свой первый стартап — приложение, в котором можно сравнивать цены на бьюти-услуги. Деньги собрали, приложение запустили, но люди им не пользуются, потому что сервис платный. Стартапер просто не продумал бесплатный тариф, а пользователям оказалось проще сравнивать цены вручную, так как это бесплатно.
Из-за таких ошибок стартап может провалиться, люди быстро потеряют к нему интерес. Поэтому прежде чем создавать стартап, необходимо выделить целевую аудиторию, провести с ней опросы и интервью. Это поможет понять, какие функции или характеристики продукта важны людям и сколько они готовы за него заплатить. Это очень важно, как мы поняли из примера выше.
Суть стартапа заключается в том, чтобы предложить людям решение их проблем. Для этого нужно изучать, какие потребности есть у целевой аудитории. То есть важно не строить предположения, а собирать конкретные данные и на их основе разрабатывать продукт.
{{cta_banner}}
Есть примеры стартапов, которые решают задачи сразу нескольких сегментов целевой аудитории. Например, стартап из России создал приложение EatMe. С помощью этого сервиса рестораны и кафе распродают блюда, которые вскоре им нужно будет списать. За счет этого люди покупают еду по меньшей стоимости. Стартап просто решает сразу две проблемы: рестораны распродают лишнюю еду и зарабатывают на этом деньги, а люди получают блюда со скидкой.
Создать продукт, который нужен рынку
Стартап должен быть уникальным и инновационным, иначе есть риск, что он не будет востребован у клиентов. Больше всего востребованы стартапы, которые меняют мир. То есть создают технологии будущего, которых до этого никогда не существовало.
Даже если у вас очень крутая идея стартапа и вы понимаете, что проект будет интересен целевой аудитории, нужно изучить рынок:
- Проанализировать прямых конкурентов — компании, которые предлагают похожий продукт и закрывают потребности клиента тем же способом, что и вы. Например, для автопроизводителя прямыми конкурентами будут другие автомобильные бренды.
- Проанализировать косвенных конкурентов — компании, которые решают ту же задачу клиента, но используют для этого другой способ. Для автопроизводителя косвенными конкурентами будут такси, сервисы каршеринга и даже производители электросамокатов.
Сформируйте список конкурентов, соберите данные о стоимости, особенностях, сильных и слабых сторонах их продуктов. Чтобы получить больше информации о конкурентах, всегда изучайте отзывы их клиентов. Это поможет точно определить слабые места конкурентов.
Стартап создается не в вакууме, а в постоянно меняющейся среде. Поэтому важно проводить исследования не только перед запуском бизнес-стартапа и выходом на рынок. Необходимо много раз мониторить рынок в процессе работы над продуктом.
Создать сильную команду
Если вы хотите развивать успешный стартап, значит нужно создать подходящую команду. Для этого в процессе найма вы должны оценивать не только навыки сотрудников, но и их черты характера. С самого начала постройте бизнес так, чтобы в вашей компании ценились личностные качества сотрудников.
Пока ваш стартап небольшой, вам нужно выбирать людей, у которых от их любимого дела горят глаза. То есть сейчас следует собрать в компании инициативных и оптимистично настроенных сотрудников. Такая команда стартапа поможет вам двигаться вперед, преодолевая трудности.
«Секрет успешного подбора персонала таков: ищите людей, которые хотят изменить мир».
Марк Бениофф, CEO Salesforce
Про остальные правила и советы для создания успешного стартапа можно прочитать в нашем материале.
Ставить конкретные цели
Кажется, что у стартапа только одна цель — запустить востребованный продукт и заработать деньги. Но это глобальная цель стартапа. Она не помогает понять, какой конкретно результат нужен. И какие действия следует совершить, чтобы добиться цели и получить прибыль.
«Сидя за рулем автомобиля, мы точно знаем, куда направляемся. Если мы едем на работу, то не откажемся от поездки только потому, что дорогу перегородили и приходится искать объезд. Стартапы тоже знают, куда они направляются, каков их пункт назначения: прибыльный бизнес, способный изменить мир. Я называю это видением стартапа.
Чтобы это видение стало реальностью, необходимо разработать стратегию, включающую в себя бизнес модель, дорожную карту продукта, данные о партнерах и конкурентах, а также предложения на тему, кому адресованы новые товары или услуги».
Эрик Рис, автор книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup»
Чтобы выбрать основные цели и направление развития стартапа, используют методики целеполагания. Например, фреймворк SMART или OKR.
Например, по методу OKR большую цель разбивают на несколько простых шагов с датами выполнения. Дальше сотрудники действуют по намеченному плану и регулярно обмениваются друг с другом статусами задач. Для этого они могут написать в общий чат команды или напрямую руководителю.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Так становится понятнее, в каком направлении нужно развивать стартап. Таких целей может быть несколько, они могут меняться, если изменились внешние условия или компания выбрала другое направление развития.
Найти наставника
Когда навыков или опыта не хватает, а времени на обучение нет, стоит найти наставника. Такой способ помогает получить недостающий опыт в сжатые сроки. Наставник может помочь вообще в разных задачах: привлечь инвестиции, создать хороший продукт или собрать сильную команду.
Наставник может не только поделиться опытом и сказать, насколько ваша идея может быть интересна инвесторам. Он помогает завести полезные связи с партнерами, подсказывает, какие тенденции нужно учитывать при разработке продукта.
Таким наставником может стать инвестор. Есть тип инвесторов, которые вкладывают в стартап не только деньги, но и свои знания. Их называют бизнес-ангелами, они выбирают лучшие стартапы.
Стартаперу повезет, если получится воспользоваться помощью бизнес-ангелов, так как обычно это опытные бизнесмены. Они помогают улучшать продукт. Этому способствует большой опыт, знания в продажах и маркетинге.
Бизнес-ангел может вложить деньги в стартап, если его заинтересует проект. Обычно за свою помощь бизнес-ангелы получают долю в компании. Иногда бизнес-ангелы вкладывают деньги в стартапы своих знакомых, поэтому можно поискать таких инвесторов среди вашего окружения.
У такого варианта наставничества есть и минусы. Бизнес-ангел может начать контролировать стартап, принимать все важные решения самостоятельно.