Специалист в области информационных технологий и профессор Университета Вилланова Стив Эндриол поделился рекомендациями для стартаперов в статье для Forbes. Рассказываем, какими советами по управлению и развитию бизнеса он поделился.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Советы по управлению стартапом
1. Отбирайте в команду не просто профессионалов
Сотрудники должны «гореть» своим делом, быть любознательными и жадными к знаниям. Бывает, что кто-то в команде не замотивирован и не стремится расти. Он просто мечтает кое-как отработать свои 8 часов и уйти с работы. С такими людьми нужно попрощаться. В бизнесе нет места излишней чувствительности, здесь нужно думать стратегически и принимать взвешенные решения.
2. Спокойно прощайтесь с сотрудниками
Не со всеми, конечно. А с теми, кто тормозит прогресс, не справляется с обязанностями, не может найти общий язык с командой. Некомпетентные специалисты, как и бестактные невежественные люди, тянут команду на дно. С ними так или иначе придется попрощаться, но лучше раньше, чем позже.
{{cta_banner}}
3. Не доверяйте отзывам о «хороших сотрудниках»
Если кто-то рекомендует взять в команду «хорошего парня», найдите дополнительную информацию о нем, проведите собеседование, дайте тестовое задание. Не стоит доверять только чьим-то словам.
4. Будьте осведомленным обо всем, что происходит в команде
У сотрудников могут быть неприятности в личной жизни. Болезни, разводы, свадьбы, переезды — обычные события в жизни людей. Но они влияют на мотивацию сотрудников, а значит, и на успех компании. Поэтому нужно понимать, когда у специалистов что-то происходит и им нужна дополнительная мотивация. Но здесь важно сохранить баланс между поддержкой и спасательством. Предприниматель — это руководитель, он не должен играть роль психолога.
5. Не перекладывайте на других важные вопросы относительно стартапа
Даже когда у вас есть финдиректор, он не должен самостоятельно решать все финансовые вопросы. Это же касается юристов или бухгалтеров. Если вы не будете вникать в важные вопросы, рано или поздно доверенные лица могут обмануть.
6. Подумайте об отделе продаж на аутсорсе
Вам это не помешает. На этапе развития стартапа продажи всегда небольшие. Поэтому важно работать над стратегией, пробовать разные инструменты и тестировать маркетинговые гипотезы.
Не стоит сразу раздавать акции компании менеджерам и маркетологам, это может снизить их мотивацию. Будет лучше, если они заслужат акции. Для активных сотрудников это работает как дополнительная мотивация. Остальным может быть неинтересно зарабатывать долю в стартапе. Вы можете использовать это как критерий, чтобы отобрать сильных сотрудников для своей команды.
7. Обеспечьте защиту прав интеллектуальной собственности
Без этого ваш стартап могут перехватить конкуренты. Важно патентовать не только продукт, но и название компании, логотип, дизайн. Иначе могут возникнуть проблемы как у компании Tesla, которой пришлось договариваться с предприимчивым мужчиной из Китая. Чжань Баошень зарегистрировал название Tesla в Поднебесной первее самой компании. Конечно, представителям Tesla удалось договориться, но это потребовало времени и вложения денег.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Советы по инвестициям в стартапе
8. Продумайте возможность продать стартап или выйти на IPO
Этот вопрос нужно обдумать изначально. В любой момент стартапу может понадобиться привлекать дополнительные инвестиции. Поэтому стоит заранее изучить, кто ваши потенциальные инвесторы и как действовать в разных ситуациях.
9. Рассказывайте инвесторам о прибыли
Инвесторы всегда думают о том, сколько они заработают на проекте. Чтобы убедить их вложиться в стартап, приведите убедительные доводы: покажите цифры, расскажите о преимуществах стартапа.
10. Будьте открыты с директорами и инвесторами
Не придерживайтесь принципа «разделяй и властвуй» — это приведет к недопониманию. Стоит постоянно предоставлять необходимую информацию директорам и инвесторам по первому их требованию.
11. Учитывайте, что инвесторы редко разбираются в IT-стартапах
Поэтому им нужно объяснять все просто и доходчиво, но ни в коем случае не высокомерно. Инвесторы не должны считать себя людьми, не понимающими элементарных вещей.
Продемонстрируйте свои знания без снобизма. Чем выше будет ваша экспертность, тем выше шансы получить инвестиции. Для этого нужно максимально подробно продумать, как будет развиваться проект.
12. Презентации — ваш основной инструмент
Без питчинга идею стартапа не получится «продать» инвесторам. Без уверенных презентаций все так и останется на стадии идеи. Даже если она гениальна и точно выстрелила бы. Все же ее нужно не просто продумать, а правильно упаковать и показать инвесторам.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
13. Учитывайте, что продуманный бизнес-план и ожидаемая прибыль больше всего нужны инвесторам
Вы можете разработать бизнес-модель проекта и пытаться сделать ее идеальной, но потратите на это слишком много времени. А в процессе развития проекта окажется, что модель устарела. То же самое и с расчетом прибыли — это лишь гипотеза, которая может не соответствовать реальным цифрам. Поэтому такие данные важны на этапе привлечения инвесторов. Смиритесь, что со временем бизнес-модель придется менять, а прибыль — пересчитывать.
Яркий пример этого — компания Casetext, разработавшая платформу с ИИ-ассистентом для поиска юридических документов. Вначале создатели стартапа выбрали одну целевую аудиторию — крупные юридические компании. Затем, проанализировав спрос, поменяли целевую аудиторию. Ею стали небольшие компании. Это помогло увеличить поток клиентов и прибыль.
14. Показывайте инвесторам, насколько сильно верите в успех стартапа
Одним из признаков успешного стартапа инвесторы считают горящие глаза предпринимателя. Поэтому вы всегда должны демонстрировать, что уверены в успехе проекта и готовы сделать для этого все. Даже если переговоры проходят в пятницу, когда вы погружены в мысли о делах на выходных или думаете об отдыхе. Помните, что в понедельник инвесторы будут обсуждать ваш проект. Его судьба во многом зависит от того, насколько вы покажете свою увлеченность в пятницу.
15. Учитывайте, что распределять акции сложно
Так как одновременно нужно заинтересовать инвесторов и распределить акции в команде. А еще защититься от рисков. Поэтому важно добиться оптимального распределения активов компании.
Общие советы для стартапов
16. Начинайте с мысли о том, как разбогатеть
Прежде чем запускать стартап, подумайте о том, как стать богатым человеком. Именно с этого нужно начинать разработку своего продукта или создание проекта. Другие мотивы создания бизнеса тоже важны. Но основополагающим является желание обеспечить себя и свою семью.
Да, часть стартапов закрывается, но об этом думать не нужно. Думайте о том, что вы исключительны, у вас все получится. Пусть вами движут мечты о чем-то значительном: частном самолете или прекрасном доме где-то в райском уголке Италии на берегу моря. Эти мечты будут заставлять вас двигаться вперед, совершая попытки снова и снова.
17. Создавайте востребованные сервисы
Безусловно, можно модернизировать устаревшие системы, но продукты на основе ИИ сейчас больше востребованы. На них можно хорошо заработать, если создать востребованный продукт для компаний.
Еще лучше, если этот продукт будет подходить рядовым пользователям. Сервис, который очень востребован в повседневной жизни, обречен на успех. Таким примером может служить платформа для приема платежей Stripe, которую используют ритейлеры по всему миру.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
18. Не забывайте о роли случайностей в бизнесе
Даже если составить продуманный план развития стартапа, в любой момент в дело может вмешаться случай. На бизнес влияют разные факторы, в том числе удача, место и время, отношения с коллегами, партнерами или конкурентами. Поэтому готовьтесь быстро реагировать на изменения в плане, продумывать новые варианты развития стартапа. Важное качество предпринимателя — умение держать удар.
19. Красивые и успешные выпускники именитых вузов со связями полезны для стартапов
Такие люди обладают харизмой, у них есть знакомства и дипломы топовых вузов. А если вы возьмете на работу человека с дипломом иностранного университета вроде Гарварда — это флеш-рояль. Обычно таким людям доверяют инвесторы, поэтому репутация стартапа от этого только выиграет.
20. Не занимайте у близких людей
Если хотите сохранить нормальные отношения с родными и друзьями, не стоит привлекать инвестиции с их помощью. Хорошо, если вы сможете вернуть их деньги, а что, если нет? Испорченные отношения гарантированы.
21. Анализируйте
Задавайте себе вопросы: Могу ли я принимать непростые решения? Смог бы я отказать в работе близкому человеку? Как я отношусь ко лжи? Сумел бы я лгать во благо себе и компании? Смог бы я ради работы спать по 4 часа? Как долго я выдержал бы в таком режиме? Могу ли я пожертвовать семьей ради бизнеса? Смог бы я проводить все время в командировках?
Чем больше вы знаете о себе и своих возможностях, тем проще вам достигать поставленных целей.
Книга по теме
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
История успеха Synthesia: как сделать ИИ для создания видео и получить $1 млрд капитализации
Как сервис для создания видео перевернул индустрию видеоконтента? История про нейросеть, которая может заменить целую команду видеопродакшена.
Бизнес-наука
Как разгадать загадку роста бизнеса: 3 совета для тех, кто масштабируется
Перевели статью Бена Хоровица, одного из основателей венчурного фонда Andreessen Horowitz. О том, как масштабировать бизнес с минимальными рисками для качества, скорости и нервов.
Бизнес-наука
Как быть успешным в бизнесе: топ советов для предпринимателя
Какие качества делают предпринимателя успешным? Что помогает ему быть сильным и вести собственный бизнес к процветанию? Рассказываем в статье.
Не только рассказываем про управление и бизнес, но и повысим эффективность работы вашей команды