Кейс Instagram*: Стократно упущенная выгода
Создатель знаменитого приложения с фото и reels — выпускник Стэнфордского университета Кевин Систром. В 27 лет он разработал Burbn — прототип современного Instagram*. Тогда он работал Nextstop, а в свободное время изучал программирование. Приложение воплощало два его больших увлечения — бурбон (отсюда и созвучное название) и фотографию.
Соцсеть позволяла отмечать местоположение на фото и делиться изображениями. Уникальный на то время продукт понравился многим, но по-настоящему популярным не стал.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
В 2010 году произошло событие, определившее судьбу приложения и его создателя. Систром пришел на вечеринку для стартапа Hunch, где встретил двух венчурных капиталистов из Baseline Ventures и Andreessen Horowitz. Кевин показал им прототип соцсети и получил приглашение обсудить детали за чашечкой кофе. Burbn произвел впечатление: всего за две недели инвесторы дали Систрому $500 000 на развитие приложения.
{{cta_banner}}
Началась серьезная работа. Проекту требовалась команда. Первым к разработке приложения присоединился предприниматель Майк Кригер. Вместе они довели до ума концепцию Burbn: приложение «упростили», и основной функционал ограничивался публикацией фото, лайками и комментированием. Так появился Instagram*.
6 октября 2010 года соцсеть увидела свет и сразу нашла свою аудиторию: в первый же день в приложении зарегистрировалось 25 тыс. человек. А уже в декабре количество пользователей насчитывало миллион.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Instagram* быстро достиг бешеной популярности и заинтересовал крупных инвесторов. Особенно им интересовались Twitter и Facebook*. Сооснователь Твиттера Джек Дорси хотел выкупить соцсеть за акции на $500 млн, но получил отказ.
В марте 2012 года число зарегистрированных пользователей Instagram* перевалило за 27 млн. В апреле Систром получил еще одно предложение — на этот раз от Марка Цукерберга, гендиректора Facebook*. Стоимость в этот раз была выше: $1 млрд, из которых $300 млн — наличными, а остаток — акциями. При этом по условиям договора Кевин продолжал занимать руководящий пост в управлении Instagram*. От такого предложения Систром отказаться не смог.
«Я не знаю, что изменило мое мнение, но Цукерберг представил целый план действий, и это перешло в оценку проекта — от $500 млн от Sequoia до $1 млрд от Facebook*. Очевидно, финальная стоимость сделки была совершенно иной».
Кевин Систром, основатель Instagram*
Когда основатель Instagram* принял предложение, Цукерберг решил пойти дальше. Facebook* купил компанию за $1 млрд ( $736,5 млн, если считать с учетом падения акций). Соцсеть развивалась и стремительно набирала подписчиков под управлением Facebook*. Уже в 2018 году приложение насчитывало 1 млрд. активных пользователей.
В том же 2018 году Bloomberg Intelligence провела финансовый анализ стоимости Instagram*. Конкретно, суть анализа заключалась в том, чтобы определить его гипотетическую стоимость, если бы Систром не продал соцсеть. Результаты показали, что к лету 2018 года независимое приложение стоило больше $100 млрд. Если бы основатель Instagram* не продал приложение Цукербергу за $1 млрд, через 6 лет заработал бы в стократ больше.
После подобных исследований никто не проводил. Сложно сказать, сколько бы стоила соцсеть сейчас, если бы Систром самостоятельно ее развивал. Но известно, что стоимость бренда Instagram* в 2022 составляла $26,44 млрд, а в 2023 выросла до $47,4 млрд. Цена складывалась из логотипа, слогана, палитры цветов, tone of voice и других компонентов бренда.
Если бы Систром не поспешил с продажей Instagram* в 2012 году, в последствии соцсеть принесла бы ему в сто раз больше. Да, возможно, настолько большую сумму ему бы не предложили. Но он смог бы запросить достаточно, чтобы попасть в Топ-3 богатейших людей мира, согласно Forbes.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}