Зачем нужна оценка персонала
Оценка персонала — это система анализа личных и профессиональных качеств работников, результатов их работы. Она позволяет определить уровень продуктивности каждого члена команды, а также проанализировать их сильные и слабые стороны. Оценку выполняют, собирая обратную связь коллег и руководителей, проводя тестирования и интервью.
Для чего делать оценку персонала:
1. Для улучшения производительности. Анализ скилов и оценка навыков сотрудников позволяет определить, что можно улучшить, чтобы добиться большей продуктивности.
Например, в компании проводят оценку маркетологов и понимают, что у Саши есть трудность с аналитическими навыками, их и нужно улучшить. А Миша делает отличный визуальный контент, но пишет не самые лучшие слоганы, значит ему нужно оттачивать это умение.
2. Для формирования команды. Понимание сильных и слабых мест каждого сотрудника дает возможность создать сбалансированную команду. Например, в отделе маркетинга Миша может дизайнить рекламные креативы и разрабатывать дизайн сайта, но слоганы будет писать Аня, у которой это точно хорошо получается. Оценка дает понять, как работники дополняют друг друга. Это помогает более эффективно выстроить работу коллектива.
3. Для планирования роста сотрудников. Чтобы поддерживать продуктивность персонала, нужно сформировать систему карьерного продвижения в компании. Оценка персонала позволит узнать, какие сотрудники могут занять более высокие должности или какие новые роли им предложить в будущем.
4. Для разработки методов обучения. Оценка персонала полезна, так как может стать основой для разработки программ обучения и повышения квалификации, которые будут направлены на развитие конкретных навыков сотрудников.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Преимущества оценки персонала для бизнеса заключаются в том, что после оценки можно эффективнее управлять командой, использовать сильные стороны сотрудников и обучать их тем навыкам, которые у них провисают. Это позволяет совершать меньше ошибок в управлении компанией. Кроме того, оценка позволяет создать сильную команду, а не просто группу сотрудников, работающих вместе над какой-то задачей.
У оценки персонала есть и недостатки:
- риск субъективности — некоторые способы оценки предполагают анализ навыков и качеств сотрудника внутренними экспертами;
- сопротивление команды — часть сотрудников боятся процедуры оценки;
- необходимость вкладывать деньги и тратить значительный период времени на выстраивание системы и структуры оценки.
{{cta_op_banner}}
В каких случаях обязательно проводят оценку персонала
1. Найм сотрудников. Оценка соискателей — часть процесса найма новых сотрудников. Она позволяет оценить не только профессиональные навыки, но и личные качества, черты характера кандидата. Это позволяет убедиться в его соответствии корпоративной культуре и требованиям должности.
2. Обучение сотрудников. При организации обучения важна оценка текущего уровня знаний и навыков сотрудников. Это позволит определить, какие именно навыки нужно подтянуть. Так программа обучения будет максимально эффективной.
3. Кадровое планирование. Регулярная оценка поможет в кадровом планировании. Она дает возможность понять, какие специалисты нужны компании в долгосрочной перспективе.
4. Создание кадрового резерва. Для формирования кадрового резерва также нужна оценка сотрудников. Она позволяет сделать правильный выбор и определить самых перспективных сотрудников, которые могут занять ключевые позиции в компании в будущем.
5. Разработка системы мотивации. Эффективная система мотивации должна основываться на конкретной оценке производительности сотрудников. Она позволяет определить, кого из сотрудников нужно дополнительно стимулировать.
6. Анализ работы компании. Периодическая оценка труда персонала необходима для анализа работы компании в целом. Она позволяет обнаружить недостаточно компетентных сотрудников и причины низкой продуктивности, разработать стратегии для улучшения рабочих процессов.
Цели и задачи оценки персонала
Цели оценки сотрудников:
- Найм людей, которые соответствуют требованиям должности и корпоративной культуре компании.
- Сокращение расходов на поиск и найм сотрудников.
- Принятие кадровых решений о повышениях, переводах и отстранениях от работы.
- Поиск проблем в условиях труда, которые могут негативно сказываться на производительности.
- Мотивация сотрудников благодаря предоставлению возможности личностного роста и карьерного продвижения.
Соответственно, функции оценки такие: административная, информационная и мотивационная.
Если оценка проведена правильно, а ее результаты используют для перечисленных целей, компания может развиваться благодаря компетентным командам и специалистам.
Задачи оценки персонала:
- Анализ профессиональных навыков и знаний отдельных сотрудников.
- Определение сотрудников с высоким потенциалом, которых в будущем можно назначить на необходимые руководящие должности.
- Создание продуктивной команды, каждый член которой будет усиливать своих коллег.
- Отслеживание динамики изменений компетенций сотрудников. Так, руководитель при помощи оценки может корректировать процесс управления компанией.
При этом у каждой задачи будут отличаться цели оценки. Например, для создания продуктивной команды главная цель оценки — понять, как распределить роли между участниками, учитывая их личные качества и умения.