Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
ROA: как правильно рассчитать рентабельность активов бизнеса и как повысить этот показатель

ROA: как правильно рассчитать рентабельность активов бизнеса и как повысить этот показатель

Время прочтения: мин.
03
.
09
.
24

Любой бизнес должен уметь эффективно распоряжаться собственными ресурсами, чтобы выдерживать конкурентную борьбу и получать хорошую доходность. Однако иногда происходит так, что предприниматель вкладывает средства в развитие, покупку новых основных активов, но общая прибыль, которую получила организация, при этом не увеличивается.

В таком случае важно проанализировать ситуацию и понять, почему так происходит. Существует одна полезная метрика, которая отражает эффективность использования вложений в бизнес. Она называется рентабельность собственного капитала и заемного капитала — ROA.

В статье подробнее рассмотрим, что такое ROA. Узнаем, как бизнесмены и инвесторы обычно рассчитывают этот показатель эффективности использования ресурсов и чем он может быть полезен. Помимо этого, разберем плюсы и минусы показателя и несколько стратегий, которые позволят повысить рентабельность активов.

Что такое рентабельность активов: составные части и формула расчета

ROA — Return on Assets — переводится как рентабельность активов. Это значимый для любого предприятия экономический показатель, который помогает понять, как эффективно бизнес использует подконтрольные ресурсы для генерации чистой прибыли. Другими словами, значение коэффициента демонстрирует, какую часть прибыли бизнес получает с каждого вложенного в активы рубля.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Перед тем как определить формулу ROA, нужно познакомиться с показателями, которые и определяют этот коэффициент. ROA состоит из двух элементов: чистая прибыль, средний размер активов.

1) Активы. Это ресурсы, которые есть у предприятия. Они используются для ведения бизнеса, помогают получать доходы или сократить расходы. При этом полезные активы делятся на:

  1. Оборотные. Это ресурсы, которые компания постоянно использует в своей операционной деятельности. Фактически оборотные активы — это те ресурсы, которые можно быстро преобразовать в деньги: в течение одного года или одного операционного цикла. Например, дебиторская задолженность, товарные запасы, материалы, сырье.
  2. Внеоборотные. Это долгосрочные ресурсы, которые нужны для производства. Бизнес использует их в долгосрочной перспективе: год и более. Например, здания, недвижимость, оборудование и так далее.
  3. Материальные. Это физические, осязаемые ресурсы. Могут быть как оборотными, так и внеоборотными: запасы, транспортные средства, сооружения и так далее.
  4. Нематериальные. Это активы, которые не имеют физической формы, но обладают ценностью для компании: лицензии, патенты, репутация.

Коэффициент Return on Assets может рассчитываться отдельно как для внеоборотных, так и для оборотных активов.

{{cta_op_banner}}

Однако стандартная формула расчета рентабельности активов подразумевает полные, общие активы: оборотные + внеоборотные. Помимо этого, отметим, что значение ROA будет учитывать не только собственные средства, которые вложили основатели, но и заемные денежные средства бизнеса.

2) Чистая прибыль. Прибыль — это разница между всеми притоками денег в компании (выручка) и всеми видами издержек, включая обязательные платежи, уплату процентов по кредитам и налоги.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Формула рентабельности активов

Основная формула расчета ROA включает:

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Пример расчета

Разберем метод подсчета рентабельности активов на примере. Предположим, что после расчета выручки и дохода оказалось, что у гончарной мастерской за год чистая прибыль компании составила 450 000 рублей.

Анализ компании показал, что размер активов в начале года составил 3 500 000 рублей, а к концу года —  4 500 000 рублей. Рассчитаем средние активы:

Средние активы = (3 500 000 + 4 500 000) / 2 = 4 000 000 рублей

Теперь, чтобы рассчитать финансовый коэффициент ROA, вспомним, как выглядит и работает формула показателя рентабельности активов:

ROA = Чистая прибыль / Средний размер активов × 100% = 450 00 / 4 000 000 × 100% = 11,25%

Это означает, что мастерская заработала 11 копеек прибыли с каждого рубля, вложенного в активы.

Все начальные данные для расчета коэффициента рентабельности активов обычно берутся из бухгалтерской отчетности бизнеса после оценки баланса. При этом финансовые документы крупных публичных компаний часто находятся в общем доступе.

Поэтому вы можете изучить отчеты какой-либо компании и рассчитать рентабельность всех активов. Например, так выглядит часть финансового отчета ПАО «Лукойл»: на первом изображении приведен консолидированный отчет, а на втором - отчет о прибыли и убытках.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Следовательно, ROA = 640 178 / ((5 947 050 +  5 732 382) / 2) × 100% = 10,9%.

Для чего нужен ROA и как его анализировать

Данный коэффициент полезен как для внутренних пользователей — руководителей, аналитиков, финансистов, так и для внешних — инвесторов, банков и так далее.

Рентабельность активов компании следует анализировать в динамике и следить за тем, чтобы данный финансовый показатель постепенно рос. Это будет указывать на то, что бизнес эффективно использует собственные активы, вложенный капитал и заемные средства для того, чтобы генерировалась валовая прибыль.

В свою очередь, внешние пользователи обычно сравнивают ROA нескольких разных компаний в рамках одной сферы. Это помогает им выбрать, в какое из предприятий проще инвестировать, чтобы получить наибольшую выгоду.

Помимо этого, показатель рентабельности активов можно использовать для анализа устойчивости и финансовой стабильности компании. Если сравнить ROA за разные периоды, то получится выявить тенденции и динамику изменения эффективности работы компании. В итоге это важно для стратегического планирования и управления, так как позволяет своевременно обнаружить внутренние проблемы.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Какой ROA является приемлемым

В процессе наблюдений вы можете обнаружить, что изначально низкий показатель ROA постепенно растет. Однако не всегда понятно, насколько это хорошо в контексте рынка, приемлем ли показатель для вашей ниши. Чтобы выяснить это, важно знать, на какие общие показатели эффективности стоит опираться.

Однако здесь есть одна проблема. Не существует единого алгоритма для определения ROA в каждой ситуации. Норма рентабельности суммы активов может заметно различаться при сравнении разных отраслей.

Для капиталоемких отраслей, таких как производство или энергетика, характерны более низкие значения ROA из-за высокой стоимости активов и их большой доли в структуре капитала.

При этом для сфер с более низкими капитальными затратами, например, IT-сектора — типична высокая рентабельность активов. В банковской сфере коэффициент рентабельности нужно рассчитывать по специальной формуле, а среднее значение варьируется от 1 до 3 процентов. Поэтому при оценке ROA следует учитывать отраслевые особенности и сравнивать показатели только с компаниями из той же ниши.

Средние значения ROA по отраслям могут варьироваться, но, если выделить общие тенденции, то ROA выше 5% считается хорошим, а уровень выше 20% — отличным показателем.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Как увеличить ROA

Увеличение рентабельности активов — это важная и приоритетная задача, которая позволит повысить общую эффективность работы бизнеса. Рассмотрим основные и популярные стратегии, с помощью которых можно увеличить ROA.

1. Оптимизируем имеющиеся активы

Чтобы увеличить рентабельность активов, нужно в первую очередь сделать упор на эффективное управление ресурсами бизнеса. Для этого следует регулярно проводить анализ показателей компании, выявлять неиспользуемые или малоэффективные активы, производить их учет и в случае необходимости избавляться от них. Например, проводить регулярную инвентаризацию складов, производственных площадей.

Не стоит забывать и про финансы, запасы и дебиторскую задолженность — те деньги, которые клиенты или поставщики должны вашему бизнесу. Можно сделать так, чтобы вложенные в производство оборотные, краткосрочные активы быстрее конвертировались в деньги. Тогда получится запускать больше циклов производства в течение отчетного периода и, соответственно, генерировать больше прибыли.

Например, можно снизить время обращения оборотных активов за счет сокращения времени отсрочки платежа для клиентов. Таким образом мы сокращаем дебиторскую задолженность.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

2. Покупаем новые активы

Для увеличения рентабельности активов можно попытаться масштабировать компанию. Например, приобрести новую землю, здания и сооружения, более эффективное оборудование, которое позволит расширить бизнес и получать больше денег в процентном выражении.

3. Влияем на прибыль: оптимизация ценовой политики

Низкую рентабельность активов можно повысить за счет корректировки прибыли. Все зависит от структуры и целей компании.

Например, правильное ценообразование может значительно увеличить прибыльность и эффективность деятельности компании, что напрямую повлияет на ROA. Для этого важно регулярно анализировать рыночные условия, конкурентов и поведение потребителей. Оптимизация ценовой политики позволяет повысить доходы без значительного увеличения затрат и привлечения инвестиций.

Однако здесь нужно быть осторожнее и, перед тем как корректировать цену, следует:

  • проанализировать рынок и конкурентов;
  • проанализировать финансовую устойчивость бизнеса;
  • получить как можно больше данных о состоянии компании.

Так, например, повышение цены на товар в теории может дополнительно приносить прибыль. Но на самом деле во многих случаях сыграет только в минус.

Рост цен отпугивает клиентов и снижает объемы продаж. Падает выручка и все финансовые показатели предприятия, а клиенты начинают смотреть в сторону конкурентов.

4. Повышаем операционную эффективность

Сокращение операционных (текущих) затрат и повышение производительности труда также способствуют росту ROA. Это достигается, например, за счет внедрения новых технологий, улучшения бизнес-процессов и, в том числе повышения квалификации сотрудников. Оптимизация операционной деятельности позволяет сделать издержки ниже и повысить прибыль при том же количестве активов.

Сюда же отнесем сокращение себестоимости товаров или услуг за счет оптимизации производства и внедрения новых технологий. Чем меньше вы будете тратить денег на производство и реализацию товара, тем больше будете получать прибыли на каждый потраченный рубль, а значит, показатель ROA может вырасти.

5. Ориентируемся на увеличение доходов

Для повышения рентабельности активов необходимо увеличивать выручку, доход и прибыль за счет других стратегий. Например, можно:

  • увеличивать объем продаж;
  • расширять ассортимент продукции или дорабатывать его;
  • существенно улучшать качество обслуживания клиентов — извлекать прибыль из повышения удовлетворенности клиентов и роста среднего чека.

Однако помните, что не стоит пытаться реализовать какую-либо из этих стратегий без четкого предварительного анализа и плана. Непродуманные решения могут привести к негативным последствиям, и вы разочаруетесь в результатах.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Преимущества и недостатки ROA

ROA имеет множество преимуществ. К основным плюсам показателя с точки зрения пользы для бизнеса относятся:

1. Универсальность и простота. ROA можно применять практически во всех отраслях, вне зависимости от размера и капитала компании.  При этом сам процесс расчета рентабельности активов и трактовки результатов прост.

Анализ рентабельности активов проводится достаточно быстро. Что делает ROA доступным инструментом как для финансовых специалистов, так и для обычных российских и иностранных менеджеров, инвесторов и прочих стейкхолдеров.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

2. Демонстрация важных внутренних процессов. ROA показывает не только изменение рентабельности, но и качество управления активами. Высокий ROA указывает на эффективное использование ресурсов, что может свидетельствовать о хорошей управленческой практике и устойчивости бизнеса.

3. Наглядность. Данный показатель помогает внешним пользователям, например, инвесторам или банкам оценить, насколько эффективно бизнес управляет своими ресурсами.

4. Предоставление расширенных данных. ROA включает в себя все активы компании, сформированные как за счет собственного капитала, так и заемного. Это дает возможность отражать все источники для генерации прибыли, в отличие от, например, ROE (Return On Equity). Это коэффициент рентабельности собственного капитала. Он похож на ROA, но только в нем не учитываются заемные средства.

Теперь подробнее разберем недостатки и посмотрим, что стоит учесть собственникам и инвесторам перед тем, как рассчитывать или анализировать коэффициент:

1. Нет отраслевой гибкости. Сравнивать конкурирующие компании нужно исключительно в рамках одной ниши, поскольку нормативные значения для одних фирм будут значительно отличаться от значений из другой отрасли.

2. Неточность показателя. В особых случаях коэффициент рентабельности может не отражать реальной ситуации из-за искажения одного из параметров. Например, нередко на бумаге чистую прибыль можно изменить в угоду интересов бизнеса в ходе бухгалтерских манипуляций. В том случае значение ROA  может быть менее достоверным.

То же самое касается и второй части формулы ROA — финансовых активов предприятия. ROA основывается на балансовой стоимости активов организации, которая может не всегда точно показывать их текущую рыночную стоимость.

Амортизация, рассчитанная по правилам бухучета, инфляция и изменения в стоимости ресурсов могут искажать реальную картину эффективности их использования.

3. Нет учета отрицательных значений и временных обстоятельств. Иногда бывает так, что за период образовалась отрицательная операционная прибыль предприятия. Однако это не означает, что бизнес полностью нерентабелен. Рентабельность может быть разной по значениям.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Подведем итоги

Показатель рентабельности предприятия играет значимую роль в тактическом и даже стратегическом управлении компанией. Он позволяет понять, насколько эффективно используются возможности предприятия для генерации доходов в настоящее время. Помимо этого, ROA указывает на слабые, а также сильные стороны некоторых бизнес-процессов.

Этот показатель чаще используется именно для отслеживания эффективности работы внутренних процессов в паре с другими финансовыми коэффициентами: рентабельность инвестиций, продаж, а также рентабельность собственного капитала.

Для владельцев бизнеса показатель рентабельности активов ROA характеризует результативность преобразования ресурсов компании в высокую прибыль до налогообложения.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована