Что такое RFM-анализ
RFM-анализ – это метод сегментации клиентов, основанный на их покупательской активности. Вся база делится на группы, в зависимости от числа, суммы и давности покупок. Далее для каждого выделенного сегмента разрабатывают индивидуальную стратегию взаимодействия.
Аббревиатура RFM расшифровывается так:
- Recency – давность. Время, которое прошло с момента последнего заказа.
- Frequency – частота. Периодичность, с которой человек что-то покупает в компании.
- Monetary – сумма покупок. Средний чек клиента.
Анализ по этим параметрам помогает выделить людей, которые покупают часто и много, разово и по чуть-чуть или тех, кто давно ничего не заказывал. Соответственно, отделы продаж и маркетинга могут сфокусировать свои усилия на наиболее перспективных клиентах, а для остальных – подобрать соответствующие спецпредложения и активизировать их.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
В основе анализа лежит принцип Парето: 20% покупателей приносят 80% выручки. Значит, бизнес должен заниматься ими в первую очередь. RFM-модель помогает выделить эту перспективную группу клиентов, а также предлагает инструменты для работы с остальными сегментами.
RFM-анализ начали применять в рассылках и email-маркетинге в 1995 году. Позже метод распространился и на другие сферы бизнеса.
Суть подхода достаточно проста:
- лояльных клиентов нужно удерживать;
- спящих – реактивировать;
- ушедших – вернуть, если они представляют ценность для компании.
Процесс привлечения новых покупателей обходится в несколько раз дороже, чем организация повторных продаж существующим клиентам. Поэтому работа с базой по методике RFM может принести бизнесу хорошую дополнительную прибыль.
Зачем его применять
Помимо решения главной задачи – сегментации клиентов для выбора правильной стратегии – RFM-анализ дает бизнесу множество других преимуществ:
- Увеличивает уровень персонализации при работе с покупателями. Следовательно, ваша реклама, рассылки и офферы получают больший отклик у людей.
- Повышает лояльность аудитории, так как вы хорошо понимаете особенности поведения клиентов и делаете более релевантные предложения.
- Улучшает показатели продаж – частоту покупок и средний чек. Если компания вовремя напоминает о себе, предоставляет специальные условия сомневающимся клиентам или грамотно проводит допродажи сопутствующих товаров, то конверсия повышается.
- Помогает вернуть клиентов, которые важны для бизнеса. И, с другой стороны, позволяет отказаться от попыток реактивировать тех покупателей, которые не приносят прибыль.
- Сокращает бюджеты на маркетинг и продвижение. Благодаря индивидуальному подходу повышается эффективность работы. Значит, снижается стоимость целевого действия.
Как следствие, увеличивается LTV – доход с одного клиента за все время сотрудничества, а также ROI – уровень возврата на инвестиции. Уровень прибыли растет.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Чаще всего RFM-модель используется для решения таких задач, как:
- настройка узко-таргетированных рекламных кампаний;
- разработка эффективных рассылок;
- подготовка скриптов продаж;
- создание спецпредложений и акций для разных групп клиентов.
Кроме того, RFM-анализ поможет вовремя заметить проблему, если она возникнет. Например, при массовом переходе клиентов из сегмента «лояльных» в «спящих» или «ушедших», вы можете провести опрос и выяснить, что им не понравилось в продукте или сервисе.
{{cta_op_banner}}
Какому бизнесу нужен RFM-анализ
Метод можно использовать для любого типа бизнеса, если он:
- имеет достаточную базу клиентов – не меньше 1 000 человек, а в идеале – больше 10 000.
- продает товары с определенной периодичностью.
Соответственно, RFM-анализ не подойдет компании, которая:
- владеет небольшой клиентской базой – это характерно, например, для стартапов и некоторых бизнесов в сфере B2B;
- предлагает продукты с длинным циклом покупки, к примеру, дорогие или высокотехнологичные;
- имеет сезонный бизнес – в этом случае давность покупки будет привязана ко времени года, а не к потребностям клиента.
RFM-анализ хорошо подходит для B2C компаний, которые предлагают услуги или занимаются розничной торговлей. Например, для салонов красоты, фитнес-центров, сервисов по доставке еды, магазинов одежды или косметики.
В сфере B2B такой метод используют реже. В основном это связано с более длинным циклом покупки. К примеру, новый сайт или помещение в аренду нужно компании, как правило, раз в несколько лет. Значит, для сегментации клиентов понадобится статистика как минимум за десятилетие.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}