Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
Метод Дельфи: и к гадалке не ходи, или как узнать тренды индустрии с помощью исследования

Метод Дельфи: и к гадалке не ходи, или как узнать тренды индустрии с помощью исследования

Время прочтения: мин.
01
.
04
.
24

В той или иной мере всем интересно знать будущее или получить совет, как поступить в сложной ситуации. В мире инфобизнеса обращаются к гаданиям, в мире исследований и доказательных аргументов для этого есть метод Дельфи.

В статье рассмотрим, что такое метод Дельфи, как и для чего используют и приведем несколько примеров применения метода.

Суть метода Дельфи

Данный метод был разработан в 1950-1960-е годы для прогнозирования влияния научных открытий и технологий будущего на методы ведения военных действий. Метод Delphi или Дельфи получил название в честь древнегреческого города Дельфы и проживавшего там оракула. Он давал Богу Аполлону предсказания и советы.

Метод исследования заключается в сборе независимых экспертных мнений по поставленной проблеме. Метод Дельфи позволяет получить объективную оценку и принять верное решение. Он широко используется для принятия решений в сложных ситуациях или для прогнозирования развития событий.

{{cta_banner}}

Особенности метода

Особенностями метода Дельфи являются:

  • анонимность;
  • поэтапность;
  • заочность.

Анонимность

Метод Дельфи предполагает, что люди высказываются индивидуально и анонимно. В отличие, например, от метода мозгового штурма, где все решается путем обсуждения, все участники известны и отталкиваются от идей и высказываний друг друга.

Участвовать могут коллеги из одной компании и приглашенные специалисты.

Поэтапность

Метод Дельфи позволяет основательно рассмотреть проблему и делать объективные выводы благодаря тому, что процедура метода проходит в несколько этапов и раундов.

Каждый последующий раунд зависит от ответов и оценок экспертов и основывается на результатах предыдущего.

Заочность

Опросы с использованием метода могут проходить дистанционно и охватывают специалистов из разных городов или стран.

Этапы метода Дельфи

Метод Дельфи состоит из нескольких последовательных этапов: подготовительный, основной и аналитический.

Подготовительный этап

Формируются две группы:

  • экспертная – группа, состоящая из экспертов, которые имеют компетенции и релевантный опыт в сфере;
  • организационная – группа, которая будет собирать и анализировать ответы экспертов.

Основной этап

На этом этапе осуществляется сбор мнений экспертов в несколько раундов.

Первый раунд

Организационная группа формулирует проблему и делает опрос экспертов по общим вопросам. На основе мнения людей аналитики составляют еще более конкретный опросник. Также на первом раунде аналитики могут попросить экспертов самим разбить общую тему на подтемы и делают следующий опросник, основываясь на этих данных.

Второй раунд

Аналитическая группа снова приступает к сбору мнений экспертов. После каждого раунда организаторы анализируют ответы и предоставляют выводы экспертам. После получения результатов они могут изменить свои первоначальные мнения, принимая доводы других экспертов.

Третий раунд

Раундов может быть и больше трех. Основная цель метода – добиться согласованности мнений экспертов для разработки общих рекомендаций. Аналитики обобщают мнения. В случае если точки зрения постоянно расходятся и достичь консенсуса не удается, то, возможно, на предыдущих шагах были совершены ошибки или не были учтены ключевые аспекты проблемы.

Аналитики могут предложить вариант вернуться на этап определения проблемы.

Аналитический этап

На последнем этапе метода Дельфи происходит заключительная оценка согласованного мнения. По результатам опроса по методу Дельфи информация структурируется и аналитическая группа вырабатывает окончательные рекомендации для решения проблемы, поставленной в самом начале.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Дельфийский метод – не быстрый процесс и может затянуться на несколько недель или месяцев. Существует его модификация – «Экспресс-Дельфи», который проводится за один день с помощью специального ПО. Но такая оперативность не всегда позволяет сделать объективные и достоверные выводы.

Принципы Метода Дельфи

Для индивидуальных оценок экспертов аналитическая группа использует статистические методы. Когда она учитывает мнения специалистов, то разрабатывает критерии, определяет медиану и размах ответов. Но эффективность метода зависит не только от статистических данных, но и от некоторых требований. Перечислим их ниже.

Компетентность экспертов

От качества экспертов и их компетентности зависят в целом результаты всего исследования. На информации от экспертов строится вся система метода. Количество экспертов должно быть достаточным для адекватного проведения исследования по методу Дельфи и анализа экспертных мнений, но максимально — 20.

Независимое мнение

У экспертов, которые высказывают свои суждения по проблеме, нет контакта и коммуникации между собой. Это обеспечивает независимость экспертных мнений и отсутствие влияния более авторитетных коллег.

Четкие формулировки вопросов

Для сбора мнений в анкетах должны быть прописаны вопросы с четкими формулировками, которые не подразумевают двойных трактований. При этом вопрос может быть сформулирован так, чтобы можно было написать ответ в виде числа.

Открытость информации

В процессе исследования группа экспертов может запрашивать у организаторов недостающую информацию по проблеме. Каждый ответ должен быть обоснован. Несмотря на то, что участники отвечают анонимно и автономно, им доступна обратная связь от аналитиков. Ответы остальных экспертов известны по отчетам предыдущих раундов, ведь аналитики учитывают и обобщают разные мнения.

Определенные временные рамки

Хотя экспресс-метод за один день может не показать достоверных результатов, растягивать исследование тоже не стоит. Временной промежуток между раундами по методу Дельфи предполагает интервал не более месяца.

Плюсы и минусы метода

Мы уже отмечали некоторые преимущества применения метода Дельфи, говоря о его особенностях. Отметим еще ряд плюсов, а также укажем причины, почему метод, основанный на экспертных оценках, может быть не эффективен.

Достоинства метода

Рассмотрим подробнее, какие еще есть плюсы метода.

Свободное высказывание мнений

Анонимный и независимый характер метода позволяет экспертам свободно высказывать свои мнения и не опасаться конфликтов.

Рефлексия в отчетах и ответах

Благодаря процессу обратной связи и доступности информации метод позволяет задуматься о сути проблемы, пересмотреть свои мнения или, наоборот, убедиться в их объективности.

Адаптивность метода

Метод Дельфи может применяться для прогнозирования в любой сфере, где нужны реалистичные рекомендации.

Минусы метода

Метод Дельфи имеет свои минусы. Отметим следующие недостатки.

Влияние организаторов

Участники не находятся под взаимным влиянием, однако у организаторов есть возможность влиять на экспертов.

Коллективное мнение

Как мы говорили выше, цель метода Дельфи – согласованность мнений. Но общее мнение не всегда самое верное. К тому же, чтобы достичь цели, организационная группа может начать манипулировать участниками и стремиться к совпадению мнений. Эксперты, в свою очередь, присоединятся к большинству.

Отбрасывание нестандартных решений

Аналитическая группа обобщает мнения экспертов, оценивает по определенным критериям и, таким образом, пропускает и не берет в расчет новые креативные решения, которые могут быть очень полезны.

Времязатратность

Метод не подойдет, если нужно получить результаты и рекомендации быстро. Между этапами и раундами проходят минимум сутки, максимум месяц. К тому же для эффективного процесса нужен не только временной, но финансовый и человеческий ресурс.

Сложная интерпретация

Хотя мы и говорили в плюсах об адаптивности метода Дельфи под разные сферы, но интерпретация данных – трудоемкая задача. В России этот метод пока не очень распространен именно из-за отсутствия опыта в анализе информации в подобных исследованиях.

Для решения менее сложных задач в бизнесе есть простые и интересные техники, не требующие специального обучения, например, техника ТРИЗ или метод 5 почему.

Как устранить недостатки?

Чтобы нивелировать недостатки метода, можно предпринять следующие шаги:

  • формировать аналитическую группу из беспристрастных участников из различных сфер;
  • подбирать экспертов с разносторонним опытом и делить их на группы;
  • брать во внимание не только основные мнения экспертов, но и учитывать креативные и нестандартные подходы.

Примеры применения метода Delphi

Приведем примеры, когда будет полезно использовать метод Дельфи. Инструмент прогнозирования более целесообразен для работы с глобальными и масштабными проблемами. Например, когда необходимо ответить на вопросы:

  • в какой стартап инвестировать?
  • какое научное исследование наиболее актуально?
  • какие проводить образовательные программы?
  • какую стратегию развития выбрать?
  • какой принимать бюджет на будущий год?
  • какие в будущем ожидают технологические веяния и перспективные ниши?
  • какую продуктовую линейку формировать?

Итоги

Таким образом, метод Дельфи представляет собой метод экспертных оценок, а не только сбор информации по проблеме. То есть важно не просто собрать мнения экспертов, но грамотно проанализировать их.

Отличительными чертами метода Дельфи являются анонимность участников, поэтапность и заочность. Среди достоинств дельфийского метода можно отметить независимость экспертных оценок и глубокое раскрытие проблемы.

Среди недостатков: неучитывание креативных решений, времязатратность и сложность в интерпретации данных.

Тем не менее, способ поиска решения методом Дельфи оправдывает себя, когда нужно представить экспертные прогнозы для развития бизнеса, науки или образования.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована