Финансовая модель: как повлиять на прибыль бизнеса с помощью финансового планирования
Финансовая модель: как повлиять на прибыль бизнеса с помощью финансового планирования
Время прочтения: мин.
21
.
01
.
24
В этой статье мы подробно рассмотрим тему финансового моделирования в бизнесе. Определим, что такое финансовые модели в компаниях, раскроем их важность и значимость для развития бизнеса. Далее подробно разберем структуру модели, ее особенности и рассмотрим пример построения финмодели.
Вы читаете журнал Compass — мессенджера для эффективной и безопасной работы в команде.
Финансовая модель — это план работы бизнеса, который помогает оценить его текущее финансовое положение, а также спрогнозировать дальнейшую деятельность. Выглядит это как таблица с расчетами разных экономических показателей.
Обычно финмодель должна состоять из таблиц и вспомогательной аналитической записки:
в таблицах нужно отразить важные финансовые данные: по какому принципу и сколько именно компания зарабатывает или планирует заработать денег;
в аналитической записке фиксируются пояснения, детали и советы по корректировке доходности фирмы.
{{cta_banner}}
Финмодель — это инструмент планирования экономической деятельности бизнеса. Включает в себя информацию о чистой прибыли, общих и конкретных расходах, доходах, инвестициях, долгах, движении денежных средств и прочих финансовых показателях.
Результаты расчетов всех финансовых показателей демонстрируют жизнеспособность и позволяют оценить эффективность бизнеса (с экономической точки зрения) в текущих условиях.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Уточним, что финмодель — это не то же самое, что и бизнес план или бизнес модель:
Бизнес план — это большой отчет, в котором комплексно описаны разные аспекты, связанные с ведением бизнеса. В нем учитываются не только финансы. Бизнес план показывает, как именно организация будет развиваться в перспективе.
Бизнес модель необходима, чтобы показать, как и с помощью чего компания генерирует стоимость своих основных товаров или услуг.
Обычно в крупных организациях за разработку финмодели отвечает финансовый директор. В небольших и средних компаниях разработкой может заниматься собственник.
Значимость финансовой модели для бизнеса
Основной показатель эффективности работы компании — это прибыль. Однако генерировать высокую и стабильную прибыль крайне сложно. Чтобы постоянно расти, бизнес должен правильно распределять и контролировать имеющиеся ресурсы. Но проблема в том, что это тяжело в условиях нестабильного рынка. Никто точно не может сказать, что произойдет завтра.
Именно построение финансовой модели дает возможность минимизировать неопределенность и спрогнозировать будущие денежные потоки бизнеса.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Поэтому финансовая модель нужна — она позволяет:
1. Понять, сколько прибыли и выручки фирма может заработать за 1 год — сколько средств генерирует такой бизнес при текущем уровне вложений и технической оснащенности производства.
2. Рассчитать точку безубыточности бизнеса — такое количество проданного товара/услуги, при котором покрываются все расходы, а компания выходит в ноль.
3. Понять, какие именно ключевые показатели в наибольшей степени влияют на прибыль конкретно вашего бизнеса: средний чек, себестоимость, цены поставщиков и т. д.
4. Проэксперементировать и оценить, как может поменяться финансовый результат за определенный период, если скорректировать часть показателей компании — например, снизить транспортные издержки на 7%. То есть смоделировать разные сценарии развития вашей компании.
5. Проанализировать денежный поток фирмы и избежать кассового разрыва и потенциального банкротства.
В каких ситуациях необходимо использовать финансовую модель:
1. Когда бизнес только запускается. Финансовая модель может показать будущему руководителю, как лучше настроить стартовые экономические параметры бизнеса: какую установить цену, сколько средств можно выделить на рекламу, какие метрики будут оказывать решающее влияние на экономическое положение. Финмодель покажет, при каких именно финансовых параметрах будущий бизнес может оказаться экономически выгодным.
2. Когда бизнес давно работает, но есть проблемы. Финансовая модель бизнеса даст понимание, из-за чего возникают проблемы. После того, как вы провели финансовый анализ и разобрались в ситуации, вы сможете понять, как их можно устранить и тем самым увеличить прибыль.
3. Когда нужно контролировать текущие процессы. Даже если дела компании идут хорошо, это не значит, что текущие бизнес-процессы работают идеально. Помните, что у вас всегда есть пространство для роста. Чтобы обнаружить точки роста и повлиять на развитие текущих бизнес процессов, необходимо постоянно контролировать всю финансовую деятельность бизнеса.
Как построить финансовую модель
Структура финансовой модели бизнеса
Финансовая модель строится в формате таблиц в Google-сервисах или же можно использовать Microsoft Excel таблицы. Составитель должен хотя бы на базовом уровне разбираться в построении формул в этих программах. Помимо этого, существуют уже готовые шаблоны, а также специализированные программы для построения финансовых моделей.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Рассмотрим каждый из этапов детально.
1. Входные данные
Это первый этап формирования финансовой модели. Чтобы построить модель бизнеса, учитывая его специфику, сначала важно проанализировать внутреннюю и внешнюю среду компании и определиться с тем, какие именно данные потребуется найти.
Помните, что качественная финансовая модель показывает все шаги компании в рамках текущей финансовой деятельности. В хорошую финансовую модель включается:
1. Воронка продаж (логика продаж) и выручка. Сперва учитывается все то, что формирует выручку и влияет на нее — то есть приток денежных средств от продаж/ведения основной деятельности. Например, какое нужно количество клиентов в магазине или посетителей на сайте, сколько процентов из них покупает, какой средний чек и т. д.
2. Капитальные вложения. Большие затраты на приобретение оборудования, сооружений, транспорта.
3. Все виды расходов по основной деятельности. Сколько именно денег уходит на производство и сбыт основной продукции/услуги. От чего зависят эти расходы компании.
4. Амортизация, налоги, проценты. Это прочие расходы, которые помогут вычислить чистую прибыль бизнеса.
5. Чистая прибыль компании. То, сколько заработала фирма за вычетом абсолютно всех расходов.
6. Денежный поток. Учет разницы между доходами и расходами в конкретный промежуток времени. То есть сколько осталось реальных денег на счетах у компании.
7. Оборотный капитал компании. Включает в себя кредиторскую, дебиторскую задолженность, текущие денежные средства на счетах, запасы материалов и готового сырья и прочие дополнительные показатели. Обычно денежный поток и оборотный капитал компании должен фиксироваться отдельно от всего, что связано с доходами и расходами фирмы. Этот пункт мы раскроем немного позже.
2. Блок расчетов
Объединяет все готовые параметры, которые были заданы в блоке входных данных, формулами. Далее проводятся все необходимые расчеты. Главная цель — посмотреть, как в теории будет работать бизнес, будет ли он приносить доход, а также получить прогноз чистой прибыли бизнеса.
3. Выходные данные
На этом этапе происходит сбор результатов расчетов. На их основе руководители проводят финансовый анализ данных и делают выводы о жизнеспособности бизнеса при заданных параметрах. Формат подведения итогов может быть разным — все зависит от ваших нужд. Результаты модели могут быть представлены в графиках, таблицах и т. д.
Главный практический смысл финансовой модели: пример изменения данных
Перейдем к самому важному и интересному — объединим все три блока создания финансовой модели и покажем, чем она так полезна на этапе прогнозирования и планирования бюджета и структуры финансов компании.
После построения самой логики таблицы вы сможете гибко управлять финансовой моделью и экспериментировать с разными параметрами, меняя числовые значения. Изменив значение всего одного параметра — вы увидите, как сильно может измениться итоговый результат. В нашем случае — прибыль.
В итоге все метрики можно корректировать, компоновать в сценарии и просчитывать модель сразу в двух-трех вариантах, чтобы подобрать наиболее реальные и при этом выгодные для бизнеса значения параметров.
Предлагаем взять упрощенную финансовую модель и «поиграться» с разными показателями. Рассмотрим бизнес по продаже мебели из дерева. Представим, что мы поработали с оффером и увеличили конверсию продаж в рамках созданной ранее финансовой модели всего на 1%.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Теперь представим другую ситуацию. Например, в случае, если поставщики на фоне инфляции заметно повысили цены на сырье — древесину, то себестоимость одного изделия вырастет с 30% до 50%. Бизнес сразу же перестанет быть прибыльным.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Таким образом, мы видим, что финансовая модель — это теоретический план-бюджет компании. Если учесть все параметры — особенности вашей воронки продаж, расходы, выручку и т. д. — то он заранее покажет, как именно следует выстраивать логику продаж, насколько сокращать расходы, какую выставить цену, чтобы бизнес окупился.
Работая с финансовой моделью, аналитики могут выдать рекомендации, над каким из параметров следует усиленно поработать, чтобы получить очень хороший результат, а какие лучше не трогать.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Для любого бизнеса финансовая модель, как правило, составляется на год вперед. И в течение этого промежутка времени менеджерам нужно сделать все возможное, чтобы фактический бюджет как можно точнее совпадал с показателями в модели. Поэтому не стоит слишком «завышать» параметры изначально и стремиться к невозможным результатам.
Из чего состоит финансовая модель?
Вернемся к примеру с бизнесом по продаже деревянной мебели. На самом деле полноценная финансовая модель компании более обширна, чем в представленном примере. Полная версия включает в себя несколько таблиц или блоков, которые отвечают за разные экономические аспекты внутри компании.
В примере представлен первый и основной блок финмодели, который демонстрирует способ формирования выручки и воронки продаж, желаемые показатели доходов, все виды расходов и отображает итоговую чистую прибыль. Он называется план доходов и расходов (ПДС).
Однако помимо ПДС, в отдельной таблице или сразу же после расчета доходов и расходов проводится так называемый план движения денежных средств (или ПДДС) фирмы. Третий отдельный информационный блок финансовой модели — баланс компании.
БДДС
Как только мы смогли определить все расходы, доходы, оптимизировать основные показатели бизнеса, а также получить наивысшую возможную прибыль компании при текущих ресурсах, можно детализировать модель и составить план движения денежных средств.
Дело в том, что БДР дает лишь примерный результат, к которому должна прийти организация через год. При этом выручка чаще всего не равна всем денежным поступлениям, а прибыль не приравнивается к остаткам денег в кассе и на счетах.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Именно поэтому финансовая модель должна включать и план по движению денежных средств. Он нужен для того, чтобы понять, хватит ли бизнесу денег в каждый конкретный момент времени, чтобы оплатить все текущие расходы: покупку сырья, рекламу, кредиты и прочее. Поэтому ПДДС следует вести на ежемесячной основе.
Чтобы корректно составить не только план продаж, но и план движения денежных средств проекта, следует учесть текущие активы, а также вообще все ожидаемые притоки и оттоки средств:
остатки суммы денег на счетах;
выручку от основной деятельности компании;
дебиторскую задолженность — средства, которые клиенты должны фирме — например, если купили товар по отсрочке платежа и платят за него в течение полугода;
кредиторскую задолженность — средства, которые фирма должна перечислить контрагентам, например, отсрочка платежа по покупке материалов и сырья для нашего производства;
затраты на производство;
поступление инвестиций;
выплаты кредитов, налогов, пошлин и другие расходы.
Все притоки и оттоки фиксируются в течение месяца. После этого можно просуммировать все значения и проанализировать результат. Цель — понять, может ли в определенный момент компания столкнуться с кассовым разрывом — недостатком денег на счетах. Так может произойти, если в конкретный месяц оттоков сильно больше, чем притоков.
Если кассовый разрыв неизбежен, благодаря ПДДС вы узнаете об этом заранее, составляя план на ближайший месяц или квартал. В этот момент следует позаботиться о дополнительных источниках финансирования в нужное время, чтобы бизнес не оказался на гране банкротства — например, когда все деньги «в обороте», а платить по кредиту надо здесь и сейчас.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Прогнозный баланс
Баланс — это таблица, которая демонстрирует финансовое положение организации в определенный момент времени. В балансе отражается собственный капитал, обязательства (кредиты, кредиторская задолженность, прочие займы) и активы компании, а также изменения их значений в течение прогнозируемого периода.
Прогнозный баланс позволяет оценить заранее финансовое состояние бизнеса, эффективность использования ресурсов и его способность выполнять свои обязательства перед кредиторами и инвесторами.
Баланс в основном используется только в бухучете. В рамках финансовой модели обычно он лишь является вспомогательным инструментом, который позволит лучше ориентироваться во всех показателях и финансовом планировании бизнеса.
Подведем итог
Каждый предприниматель должен понимать, что финмодель — это не просто таблица с сухими цифрами, а аналитический инструмент, с помощью которого компания может оценить текущее финансовое состояние, определить перспективы, поэкспериментировать с показателями и выбрать наиболее оптимальную стратегию развития бизнеса.
Без построения финмодели компания рискует допустить множество ошибок и выбрать неверную стратегию развития. Это, в свою очередь, может привести к быстрому банкротству.
Книга по теме
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Как увеличить прибыль компании: действенные методы и полезные советы
В этой статье мы разберем такое понятие, как «прибыль» в бизнесе. Расскажем о видах прибыли, ее функциях, разберемся, как рассчитать разные показатели, а также изучим основные методы, за счет которых можно увеличить доход компании.
Бизнес-наука
10 советов, чтобы оставаться эффективным на удаленке
Как работать из дома, успевать всё и не выгореть.
Бизнес-наука
Какие показатели эффективности бизнеса отслеживать, чтобы компания не прогорела?
В этой статье мы расскажем, за какими показателями эффективности бизнеса нужно регулярно следить, чтобы не прогореть. А следить за ними не так уж и сложно.
Не только рассказываем про управление и бизнес, но и повысим эффективность работы вашей команды