Как отсутствие базы знаний тормозит работу компании
На стадии активного роста компании нет времени для составления регламентов и сбора справочных материалов. Нужно быстро осваивать рынок и работать с большим объемом информации: бесконечные чаты, документы, инструкции. Так знания и хранятся на облаке в хаотичном порядке. Или еще «лучше» — в головах конкретных сотрудников, и передаются из уст в уста.
В таком контексте «незаменимый» звучит скорее как тревожный звоночек для компании, чем как комплимент для сотрудника. Если вы хотите развиваться, не получится оставаться на первой стадии. Вся информация должна быть собрана в одном месте, а компетенции — легко передаваться во время обучения по материалам из базы знаний.
{{cta_banner}}
Давайте посмотрим, какие именно проблемы решает построенная база знаний.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Сложно инструктировать
Без базы знаний выдача задачи занимает больше времени. Это касается и новичков, которые еще с ней не сталкивались, и тех, кто уже делал, но забыл важные нюансы. На объяснение уходит время и руководителя, и сотрудника, которое могло быть потрачено с большей пользой.
Кроме того, когда инструктируешь по памяти, легко забыть детали и не пояснить их. Хорошо, если получится вспомнить об этом хотя бы в процессе выполнения, а не на этапе контроля — когда придется переделывать всю работу.
Решение: для типовых задач нужно составить инструкции с подробным объяснением, что делаем, как, зачем и в какие сроки. Чем детальнее будет инструкция, тем лучше, — но не настолько, чтобы ее прочтение занимало больше времени, чем выполнение задачи. Если такие документы уже есть, советуем собрать их в одном месте и структурировать, например, по процессам или отделам.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Много вопросов в процессе
Неполный инструктаж и отсутствие базы знаний влечет за собой следующую трудность: бесконечные уточняющие вопросы. Руководитель или тимлид не может сосредоточиться на своих задачах, потому что отвлекается на чат. Сотрудник тратит больше времени из-за того, что ждет ответ.
Другая ситуация: новичок работает над задачей и не задает вопросы (хоть они и есть), чтобы не отвлекать руководителя. А в конце оказывается, что все выполнено неправильно, и результат далек от ожидаемого.
Решение: база знаний с прозрачной структурой и информативными материалами спасет от долгих переписок по задаче и ускорит работу. Даже если изначально сотрудник упустил какую-то информацию, он без промедления может вернуться к материалам и найти ответ на свой вопрос, не отвлекая при этом остальных.
Вопросы не исчезнут сразу. Зато появится документ, который всегда можно найти в базе знаний и дополнить новой информацией, которую потребовалось уточнять.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Повторяются ошибки
Еще одна проблема: если у сотрудников нет базы знаний, появляются типичные ошибки, которые повторяются из задачи в задачу. Причем это могут быть недочеты у одного и того же сотрудника (один раз сделал без инструкции и запомнил неправильный алгоритм) или же у разных людей — просто в задаче есть «слабое место» без точных шагов или обозначенных ожиданий.
Решение: в документы базы знаний можно добавить не только информацию о том, что нужно сделать, зачем и как. Мы советуем включить еще и раздел с типичными ошибками, если они есть. Можно называть их use cases — юзкейсы, то есть, кейсы использования.
Так вы избежите повторяющихся ошибок и заострите внимание сотрудников на моменте, который вызывает трудности. Например, добавьте пункт «реклама не соответствует сезону года» — и маркетологи в целом станут больше внимания уделять контексту, в котором продвигают ваш продукт.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Сложно онбордить новых сотрудников
Без проработанной базы знаний каждый онбординг — как первый. Не получится выдать новичку доступ к системе материалов и отправить на самостоятельное обучение, после которого останется только ответить на вопросы. Каждый документ придется искать и отправлять вручную, а это занимает много времени.
Особенно, если все материалы хаотично разбросаны по разным папкам или даже каналам — что-то на облаке, что-то на почте, а что-то — просто зафиксировали в переписке и не внесли в документы.
Решение: соберите базу данных, в которой легко сориентируется даже новичок. Это сильно экономит время руководителя и поможет сотруднику самостоятельно погрузиться в процессы без страха задавать «глупые» вопросы и оставить недостаточно хорошее впечатление. К тому же, сотрудник всегда сможет вернуться к материалам и повторить забытое. Чтобы быстро находить материалы для онбординга, создайте отдельный чат в корпоративном мессенджере под каждую специальность и соберите в нем все нужные файлы.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Трудно написать новый регламент
Предположим, после всех этих проблем руководитель твердо решил — пора написать регламент. И растерялся: «А вдруг это уже есть в других документах, просто их невозможно найти среди хаоса файлов? Где найти нужную информацию по смежным процессам?»
Появляется страх, а с ним и прокрастинация, нежелание составлять инструкции и наводить порядок в базе знаний.
Решение: нужно собраться с силами и организовать базу знаний. Начать лучше с наведения порядка в документах, которые уже есть. Может, нужный регламент уже написан — не придется делать двойную работу. Выберите платформу с удобным поиском по файлам. Если желания заниматься все еще не появилось — делегируйте эту задачу сотруднику-перфекционисту.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}