Наверное, каждый слышал про «теорию игр», но далеко не все понимают смысл концепции, а также ту пользу, которую она может принести человеку в жизни и бизнесе.
В статье расскажем, как можно применять теорию игр на практике: как угадывать числа, принимать наиболее оптимальные и обоснованные бизнес-решения и даже сэкономить на такси за границей.
Вы читаете журнал Compass — мессенджера для эффективной и безопасной работы в команде.
Многие полагают, что «теория игр» обязательно должна быть как-то связана с игровым процессом: компьютерная стратегия, настолка или карточная игра. Отчасти это так, но глобально теория игр охватывает практически все сферы нашей жизни. Фактически это дисциплина на грани логики и математики, в которой само понятие «игра» — это любая ситуация, где случается конфликт интересов нескольких сторон.
{{cta_banner}}
Именно поэтому под «игрой» можно понимать все, что угодно: матч в компьютерной игре, выборы в местную администрацию или даже любой выбор человека, когда он пытается решить, на чем поехать за покупками — на метро или на такси.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Получается, что раз мы играем в «теорию игр» на ежедневной основе, просто не замечая этого, то, может быть, есть определенный алгоритм или хитрость, которая помогла бы чаще выигрывать?
На самом деле да, существует несколько стратегий поведения в разных ситуациях, которые помогут вам с большей долей вероятности получить наибольшую выгоду от спора, используя только логику и стратегическое мышление. Разберем на примере.
Как угадать число от 1 до 100?
Представим, что вы играете в простую и понятную игру — «угадай число». Ваш собеседник, который разбирается в теории игр, решил загадать число от 1 до 100. Ваша задача — угадать его. Если называть число случайным образом — вероятность победы ничтожно мала. Всего 1%. Поэтому следует поступить хитрее.
Меняем правила. Теперь у вас есть целых 5 попыток, после каждой из которых собеседник обязан дать ответ: названное вами число — меньше или больше, чем то, которое он загадал.
С точки зрения логики и теории вероятности следует поступать следующим образом. При таких условиях игры логичнее первым назвать число 50. Так вы максимально точно сможете сузить круг чисел и приблизится к нужной половине. Получилось так, что загаданное число менее 50.
Второй попыткой подавляющее большинство людей назовет число 25, чтобы минимизировать случайность и максимально приблизиться к заветному ответу. Загаданное число больше 25. Но это означает, что оно меньше 50.
Если придерживаться такой же логике, то следующее число должно быть 37. Однако и оно оказалось неверным. Загаданное число еще больше.
Тогда далее следует назвать 42. И снова вы не смогли угадать. У вас остается последняя попытка. А нужное нам число находится где-то в промежутке между 43 и 49. Но что же из этого выбрать? Ненадолго остановим игру.
Такая игра-угадайка намного полезнее, чем можно представить. Так, например, CEO компании Microsoft Стивен Балмер играл в «угадай число» с кандидатами на собеседованиях. Он загадывал число и хотел понять для себя, может ли человек справиться с этой задачей наиболее логичным способом. Именно поэтому на том самом собеседовании правильный ответ был следующим: 50, 25, 37, 42…
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
На этом этапе начинает раскрываться вся суть теории игр. Вам нужно предугадать логику оппонента и перехитрить его. Учитывая, что ваш оппонент делает то же самое. Кто сможет просчитать действия другого человека на один шаг дальше — тот и окажется в плюсе.
Вам нужно научиться ставить себя на место вашего визави. Очевидно, собеседник понимал, что если выберет число 50, то, скорее всего, сразу же проиграет. Помимо этого, скорее всего, он понимал, что по логике вы должны выбрать следующую очередность чисел: 50, 25, 37, 42.
Теперь попробуйте поставить себя на место собеседника, зная логику его размышлений. Какое число может быть наиболее удаленным от 50? Вы не поверите, но это — 49. Все из-за того, что если предположить, что мы растянем игру и дадим больше чем 5 попыток, то вы дойдете до 49 наиболее длинным путем.
Теперь, когда вы виртуально поговорили с вашим собеседником, и он рассказал вам такую «хитрость» — можете сделать последнюю попытку и угадать число. Сейчас вы уверены, что самый оптимальный выбор — 49. Ура, победа?
К сожалению, сделав такой выбор, вы точно проиграете. Ваш оппонент загадал число 48. В теории игр побеждает тот, кто умеет продумывать логику оппонента не на шаг, а на несколько шагов вперед.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Конечно, это звучит немного запутанно. И в один момент вы можете перемудрить себя же и ошибиться. Зато теперь вы точно понимаете, какие именно действия и условия превращают почти любую ситуацию в игру.
В итоге под понятием «игра» скрывается ситуация, в которой вы принимаете решение, как действовать, основываясь на логике, целях, мыслях, поведении и стратегии ваших оппонентов. Игрок выбирает наиболее оптимальное решение, основанное на вероятном замысле противника.
Воплощаем теорию игр в жизни: бизнес и конкуренция
Теория игр распространена среди руководителей, маркетологов и узких специалистов. С помощью нее принимаются наиболее логичные, рациональные и оптимальные решения в разных сферах:
сотрудничество или, наоборот, борьба с конкурентами;
поиск партнерств;
определение ценовой политики;
расширение географии — открытие новых рынков;
подбор сотрудников и менеджеров (привет Стивену Балмеру из Microsoft).
Все подобные бизнес-процессы и ситуации, с которым предприниматели сталкиваются ежедневно, связаны с выбором одного-единственного, наиболее удачного и выгодного решения из десятков альтернатив. Именно для этого теория игр и нужна.
Приведем один очень интересный пример, непосредственно связанный с бизнесом. Речь пойдет о конкурентной борьбе, а именно о противостоянии двух IT-корпораций — TELEX и всем небезызвестной IBM.
Когда TELEX только объявили о выходе со своими продуктами на рынок, IBM уже занимала на нем достаточно прочные позиции. Первые хотели отхватить свой «кусок пирога», а IBM, конечно же, не желала делиться прибылью и сдавать свои позиции.
Тогда, после объявления TELEX, в IBM было экстренно проведено совещание, на котором обсуждались меры противодействия новому конкуренту. Итог совещания был следующим:
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
План отличный, вот только TELEX также применили на практике теорию игр и продумали все на шаг вперед. Так, TELEX предугадала логику IBM, которая решила не готовиться к конкурентной борьбе и просто бездействовать. IBM просто напугали конкурентов «экстренным совещанием» и подумали, что этого достаточно.
IBM также невыгодно вкладывать очень много денег в конкурентную борьбу, поэтому они активно блефовали. Компания TELEX это предугадала, поэтому смогла свободно выйти на рынок, не встретив противодействия со стороны IBM. И при этом им не пришлось заранее тратиться и вкладывать лишние деньги в конкурентную борьбу, которой по факту и не было.
Теория игр в жизни: как перехитрить таксиста за границей
Для того чтобы убедиться, что теория игр может работать не только на теоретических примерах или в бизнес-среде, но и в обычной жизни, представим двух молодых бизнесменов, которые приехали из США в Израиль на встречу.
Глубокой ночью, после очередной бизнес-встречи, американцы поймали такси, чтобы добраться до отеля. Таксист сразу же понял, что везет иностранцев, поэтому решил схитрить и заявил, что не будет включать счетчик и довезет туристов просто так. Якобы взяв с них в итоге меньше, чем было бы по счетчику. Очень радушно и гостеприимно!
Однако бизнесмены сразу же почувствовали какой-то подвох. При этом они решили не рисковать и не разбираться с таксистом прямо на месте. В противном случае можно поссориться, а искать новое такси ночью совсем не хотелось.
Тем более, если отложить разбирательство до приезда, то позиция и аргументация бизнесменов должна быть гораздо сильнее. Ведь таксисту невыгодно будет высаживать пассажиров просто так уже в конце поездки.
Когда таксист довез бизнесменов до нужной точки, то заявил, что вся поездка стоила 3100 шекелей. Такая цена сильно шокировала одного из бизнесменов. Тогда он сказал, что не будет платить более 1900 шекелей.
Водитель тут же пришел в ярость, начал ругаться и заявил, что за такие «копейки» их никто не довезет. Таксист поступил иррационально: заблокировал двери и отвез бизнесменов обратно до того места, откуда началась поездка.
Как только они добрались до точки старта, водитель открыл двери и сказал, чтобы бизнесмены попробовали найти хотя бы одного водителя, который согласился бы довезти их до отеля за 1900 шекелей. Удивительно, но такой таксист нашелся. Бизнесмены доехали до отеля за 1900 шекелей, как и хотели.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Подведем итог
Теория игр — это не просто абстрактная научная концепция, а универсальный стратегический инструмент, который может быть полезен каждому человеку как для успешного развития бизнеса, так и в повседневной жизни.
Понимание стратегий, принципов взаимодействия и управления рисками, которые предлагает теория игр, дает конкурентное преимущество и позволяет опередить вашего оппонента в спорной ситуации. Освоение принципов теории игр дает множество новых возможностей и даже может лежать в основе успешного развития бизнеса.
Книга по теме
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Критическое мышление: почему это важно и как помогает в жизни и работе
Рассказываем о важности критического мышления для современного человека и бизнеса. Где критическое мышление пригодится и какую пользу оно приносит.
Бизнес-наука
Метод мозгового штурма
Не для каждой задачи можно найти прямые пути решения — существуют вопросы, которые требуют рассмотрения сразу с нескольких сторон. Метод мозгового штурма помогает охватить все грани задачи и прийти к оптимальному ее решению.
Бизнес-наука
Стратегическое мышление: кому и зачем нужно, способы и инструменты, чтобы его развить
5 способов, которые помогут развить стратегическое мышление. Инструменты, для развития стратегического мышления. Примеры стратегий в бизнесе и в повседневных ситуациях.
Не только рассказываем про управление и бизнес, но и повысим эффективность работы вашей команды