Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
7 вредных советов по обратной связи: как растоптать самооценку коллег

7 вредных советов по обратной связи: как растоптать самооценку коллег

Время прочтения: мин.
05
.
04
.
24

Представим ситуацию, что кто-то из коллег пришел за обратной связью. И стоит над душой. И ждет. А вам это в тягость. Лояльность к компании вы давно потеряли, коллеги все поголовно раздражают и настроение гадкое. Сейчас научим давать такой фидбэк, что к вам с этими глупостями больше не обратятся.

Уничтожаем коллег обратной связью

Разрушительный фидбэк о работе — это удар в самое сердце. Обратная связь — чрезвычайно чувствительная область, где легко перепутать профессиональное и личное. Следуя этим рекомендациям, вы сможете войти в перечень худших коллег, о которых будут слагать страшные легенды.

1. Критикуйте личные качества, а не работу

Начнем с запрещенного приема: укажите сотруднику, что именно недостаток ума, слабый характер или отсутствие вкуса помешали ему выполнить задачу. Шаблонная фраза: «Только глупый мог сделать эту ерунду». Поначалу вам может быть сложно переходить на личности, но помните, что вы делаете это ради хорошего результата. А мягкотелость коллег — не ваша проблема.

Идеальный финал такого фидбэка — сравнить сотрудника с более успешным коллегой, желательно с тем, кто еще и пришел в компанию совсем недавно. Завершить разговор поможет риторический вопрос «Почему у него всегда получается, а у тебя нет?». Вот так, вы использовали только первый способ, а человек уже раздавлен.

😇 Что делают при здоровой коммуникации: обратная связь касается исключительно работы человека. Критика личных качеств, интеллекта, вкуса и внешности недопустима ни при каких обстоятельствах. Сравнивать сотрудников между собой тоже не стоит: если другой человек делает эту задачу лучше, значит и отдать ее нужно было ему.

{{cta_banner}}

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

2. Никакой похвалы, только негатив

За комплиментами коллеги пусть идут к своим друзьям и партнерам, работа — не место для этих нежностей. Не растрачивайте время попусту: если вы собираетесь критиковать выполнение задачи, с этого сразу и начните. Это называется корректирующая обратная связь, а другие виды вам и не нужны.

Если без похвалы совсем непривычно, используйте ее «перевернутый» вариант. Сбейте сотрудников с толку фразами вроде «Все-таки можешь, если захочешь» и «С четвертой попытки наконец получилось». Пусть помнят, что им всегда есть куда стремиться и не нужно расслабляться.

😇 При здоровой коммуникации даже перед корректирующим фидбэком обычно проговариваются сильные стороны работы, а затем идет конструктивная критика и совместный поиск решения проблемы. Об этом и других видах обратной связи мы рассказывали здесь.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

3. Эмоции более важны, чем конструктив

Чем более обтекаем фидбэк, тем лучше. Не нагружайте себя перечислением деталей и поиском примеров. Коллега должен сам знать тонкости своей работы и с двух слов понять, что ему нужно исправить. К тому же решение загадок улучшает логическое мышление.

Вместо точных указаний оперируйте эмоциями. Если вы дали обратную связь, а коллега ее не понял — не стесняйтесь: в таком случае и голос поднять, и папку с документами кинуть не зазорно. Именно так сотрудник увидит, что в отличие от него, вы всем сердцем болеете за общее дело.

😇 При здоровой коммуникации любой фидбэк должен быть объективным, конкретным и подаваться нейтрально. Ошибки не превращаются в катастрофу, а расследуются как детективные истории, чтобы найти решение и предотвратить повторение.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

4. Никакого диалога, пусть слушают только вас

Не тратьте время на долгие разговоры: обратная связь нужна для того, чтобы вы высказали все, что накопилось. И больше ни для чего.

Если ситуация все же требует ответа от коллеги — придумайте его за него. Не нужно слушать чужое мнение, если вы точно знаете, что умнее по всем вопросам. Лучше пусть коллега слушает внимательнее, пока вы передаете ему свой бесценный опыт.

😇 При здоровой коммуникации человек, который предоставляет обратную связь, не диктует решение, а задает вопросы. Если помочь сотруднику разобраться в ситуации и самому найти оптимальный выход из проблемы, это улучшит его навыки.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

5. Действуйте в тот момент, когда этого не ждут

Возьмите привычку давать обратную связь в неподходящее время: перед важным совещанием, на обеде или корпоративе. Так все поймут, что мыслями вы всегда в работе. И забудьте о сроках давности: уверенно разбирайте ошибки, которые сотрудники допустили месяц назад. Это поможет коллегам тренировать свою память.

Если же сотрудник ожидает ваш фидбэк, чтобы продолжить задачу, — не спешите. Чем ближе сроки, тем ценнее обратная связь. Да, вероятно человеку придется остаться допоздна, чтобы доделать работу. Ничего страшного, труд облагораживает.

😇 При здоровой коммуникации для обсуждения важных вопросов назначаются отдельные встречи. Каждая сторона готовится к ним заранее, будь то сотрудник или руководитель.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

6. Больше слов, меньше действий

Периодически просите сотрудников написать их идеи по улучшению коммуникации или рабочих процессов. А после не принимайте никаких мер.

Вскоре ваши коллеги это заметят. Никому не нравится тратить энергию впустую, поэтому их желание помочь вам и компании быстро иссякнет. Возможно, самым активным даже будет обидно за свои потраченные усилия.

😇 При здоровой коммуникации компания запрашивает обратную связь когда действительно готова к изменениям. Фидбэк от сотрудников — хороший способ улучшить процессы. И даже если нововведения требуют времени, всегда можно поделиться с коллегами общим планом того, что планируется сделать.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

7. Попросите честное мнение, а затем наругайте за него

Заключительный совет, как окончательно уничтожить коллег. Попросите их написать честный перечень проблем на работе, и недостатков в каком-нибудь проекте или процессе. Затем публично раскритикуйте тех, кто отважился раскрыть свою позицию.

Мало что может удивить так сильно, как внезапные претензии, если обещали, что за правду ничего не будет. Это навсегда отвадит сотрудников от честного обмена мнениями.

😇 При здоровой коммуникации люди спокойно могут обсуждать проблемы на проектах и недостатки в существующих процессах. Так можно быстрее найти уязвимость и исправить ее. Если все же есть риск невольно изменить свое отношение к критикующим коллегам, подобный фидбэк лучше собирать анонимно.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Эти советы помогут вам сделать так, что сотрудники будут ассоциировать вашу обратную связь с таким дискомфортом, что никогда больше ее не запросят. Зато, скорее всего, поделятся с кем-нибудь подробным фидбэком о вашей работе.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована