Главная
/
Журнал
/
Кейсы
/
Как заразить весь мир хорошим дизайном и заработать миллиарды: история успеха Figma

Как заразить весь мир хорошим дизайном и заработать миллиарды: история успеха Figma

Время прочтения: мин.
10
.
04
.
24

В 2012 году два студента Дилан Филд и Эван Уоллес решили создать технологический стартап, который позволит любому человеку «творчески самовыражаться в Интернете». Друзья перебрали несколько идей для своего проекта, среди которых были генератор мемов и ПО для беспилотников. Спустя 10 лет созданный ими продукт был оценен в 10 миллиардов долларов. Рассказываем, как простой графический редактор стал прямым конкурентом Adobe и принес своим создателям миллионы долларов.

Кто придумал сервис Figma

Изначально Дилан Филд и Эван Уоллес, два студента Брауновского Университета в Калифорнии, не планировали конкурировать с технологическим гигантом Adobe. Да и идея сделать очередной графический редактор к ним тоже пришла не сразу.

Филд с детства интересовался компьютерами и математикой. Он задумал сделать браузерное приложение, с помощью которого любой пользователь сможет проявить свою креативность онлайн. Его друг Уоллес, который в это время изучал графический дизайн, согласился помочь с разработкой идеи.

{{pc}}

Создатели Figma Дилан Филд и Эван Уоллес в начале своего пути. Источник: Bloomberg

{{/pc}}

{{mobile}}

Создатели Figma Дилан Филд и Эван Уоллес в начале своего пути. Источник: Bloomberg

{{/mobile}}

Работа над своим проектом не только отнимала время, которое друзья должны были тратить на учебу. Она также требовала финансовых вложений. Уоллесу до окончания университета оставалось совсем немного и он уже подрабатывал в университете. Филд, который был несколько младше, встал перед выбором – бросать учебу или поставить личный проект на паузу.

Идея оставить университет очень не понравилась родителям Филда. Те тратили на обучение сына в престижном вузе почти все, что зарабатывали. Однако вмешался случай.

Филд взял паузу в обучении, чтобы пройти стажировку в компании Flipboard, и в это же время отправил заявку на участие в стипендии Thiel Fellowship. Грант предполагал выдачу 100 000 долларов США победителю, который, по условиям договора, должен будет уделить все время разработке своего бизнес-проекта. Принять выигрыш означало бросить учебу в колледже как минимум на два года.

Из 500 заявок жюри конкурса определили 20 финалистов. Филд вошел в их число и принял решение оставить обучение, которое к тому времени и без того стало тяготить его. Под влиянием Уоллеса и после стажировки в Flipboard Филд понял, что компьютерные науки больше не привлекают его, как это было в подростковом возрасте. Гораздо больше ему нравится сфера графического дизайна.

{{cta_banner}}

В 2012 году, когда Филд получил грант, Уоллес закончил учебу и был готов с головой погрузиться в разработку продукта вместе с другом. Так началась история сервиса, который вскоре весь мир узнает под названием Figma.

От поиска идеи до первых инвестиций в 4 миллиона долларов

Сначала Филд и Уоллес стали искать концепцию своего продукта. Среди множества идей молодые предприниматели перебрали такие, как программное обеспечение для дронов, генератор мемов, редактор фотографий и многое другое.

Какую проблему будет решать их продукт, они еще не знали, но были уверены, что тот должен походить на Google Docs – возможностью работать с любого устройства и сохранять все изменения в облаке.

Я вырос в Интернете и видел, как Google Docs произвел революцию в работе над документами. Я был большим фанатом этого решения — использовал его во всех школьных проектах.

Дилан Филд, CEO Figma

Именно Уоллесу тогда пришла идея создать графический редактор – подобие Photoshop, только с доступом из браузера. Он сделал первый тестовый продукт с помощью WebGL, платформенного API для визуализации 3D-графики, и показал его Филду. Обоим идея показалась отличной, и они приступили к ее доработке.

Хотя изначально планировалось запустить браузерный редактор изображений, в процессе работы фокус команды сместился в сторону прототипирования. И Филд, и Уоллес, у которых к тому времени уже был накоплен опыт работы в дизайне, быстро сообразили, что графический редактор в браузере больше нужен тем, кто работает с изображениями профессионально, чем тем, кто делает это ради веселья.

В 2012 году продукты Adobe доминировали на рынке. Как это часто бывает с большими компаниями, Adobe пользовалась отсутствием конкуренции и поэтому слишком медленно вносила изменения в свои продукты. Например, в Photoshop или Illustrator крайне не хватало возможности одновременной работы команды над одним и тем же проектом.

В Adobe на самом деле не понимают, что такое совместная работа. Их Adobe Creative Cloud — облако лишь по названию. Дизайн претерпевает монументальный сдвиг. Он уже давно перестал быть «задачей в конце цикла разработки», когда от сервисов и программ требовался лишь функционал, а удобство использования было вторичным. Сейчас это чуть ли не главный этап создания любого продукта — как цифрового, так и реального.

Дилан Филд, CEO Figma

{{pc}}

Figma революционно отличалась от всех существующих на тот момент приложений для дизайна. Например, здесь можно было встретиться всей командой онлайн и «дать пять» друг другу. Источник: Figma

{{/pc}}

{{mobile}}

Figma революционно отличалась от всех существующих на тот момент приложений для дизайна. Например, здесь можно было встретиться всей командой онлайн и «дать пять» друг другу. Источник: Figma

{{/mobile}}

Спустя год совместной работы друзья подготовили демо-версию Figma и представили ее инвесторам – Index Ventures, Flipboard и LinkedIn. В двух последних компаниях Филд подрабатывал будучи студентом. Идея оказалась настолько привлекательной, что инвесторы одобрили первое финансирование в размере 4 миллионов долларов. Этих денег должно было хватить на доработку продукта до стадии выпуска на рынок.

Первые сложности, отложенный релиз и выход в единороги

Наконец, у Филда и Уоллеса была сформирована идея и появились деньги на ее реализацию. Оставалось только закончить разработку продукта и выпустить его на рынок. Однако, как оказалось, найти финансирование было гораздо проще, чем создать действительно нужный рынку продукт.

Друзья углубились в переработку концепции продукта, чтобы сделать его удобным и предусмотреть все потребности пользователей. На это ушло еще 3 года. Время шло, а готового продукта все не было. Из-за постоянно откладываемого релиза команда проекта стала распадаться. Часть ее потеряла веру в успех идеи.

В 2015 году ждать дольше было уже бессмысленно и тестовую версию Figma решили открывать для пользователей. Сначала получить доступ к программе можно было только по приглашению, а в сентябре 2016 года Figma стала открыта для всех.

Уже в тестовой версии пользователям были доступны такие функции, как совместная работа и работа в браузере, а также возможность оставить комментарий на макете. Figma предлагала широкие возможности для разработки интерфейсов и при этом достаточно ограниченные для непосредственно редактирования изображений.

{{pc}}

Figma выгодно отличалась от конкурентов тем, что позволяла командам работать совместно. Источник: Figma

{{/pc}}

{{mobile}}

Figma выгодно отличалась от конкурентов тем, что позволяла командам работать совместно. Источник: Figma

{{/mobile}}

Пользователям Figma понравилась, а вот для создателей релиз платформы ничего особо не изменил. Все дело в том, что создатели не продумали систему монетизации и не предложили платные тарифы. Филд был сосредоточен на доработке продукта, а не на том, чтобы его быстрее окупить, поэтому компании снова потребовалось привлечь инвестиции.

В конце 2015 года Figma получила 14 миллионов долларов финансирования серии А, а в начале 2018 года – еще 25 миллионов долларов в раунде серии B.

Возможно, такие денежные вливания позволили бы команде не думать о монетизации, однако все изменил случай.

Однажды к Figma обратился один из сотрудников Microsoft. Тот сообщил прямо, что компания не может брать на вооружение продукт, который распространяется бесплатно. Бесплатный сыр бывает, как известно, только в мышеловке, и большой компании, которая тратит много денег на безопасность своих данных, использовать такой продукт нежелательно.

Только тогда Филд взялся за разработку тарифной сетки. В качестве примера была выбрана схема как у Atlassian, в которой была бесплатная ограниченная версия и несколько версий для компаний разного уровня.

{{pc}}

Для пользователей доступны 4 тарифа: от бесплатного и ограниченного Starter до кастомизируемого Enterprise

{{/pc}}

{{mobile}}

Для пользователей доступны 4 тарифа: от бесплатного и ограниченного Starter до кастомизируемого Enterprise

{{/mobile}}

Удобный графический редактор для прототипирования стал набирать популярность. В начале 2019 года в Figma вложился известный фонд Sequoia Capital: в рамках финансирования серии C компания получила 40 миллионов долларов.

{{cta_op_banner}}

Через год Figma привлекла 50 миллионов долларов, а еще спустя год – 200 миллионов.

В 2020 году компания стала единорогом, то есть получила рыночную оценку выше 1 миллиарда долларов. Тогда ее оценили в 2 миллиарда долларов. Всего через год Figma была оценена уже в 10 миллиардов долларов.

Конкуренция с Adobe и сорванная сделка

С первых дней работы над Figma Филд и Уоллес представляли свой продукт как удобный сервис для дизайнеров с функциями, которых нет в Adobe. Однако, когда сервис начал набирать популярность, компания постаралась откреститься от любых сравнений с Photoshop и другими приложениями лидера отрасли. На этом фоне заявление о покупке Figma компанией Adobe в сентябре 2022 года прозвучало как гром среди ясного неба.

Дизайнерское сообщество было не радо тому, что Figma будет встроена в Adobe Creative Cloud. Негативные отзывы даже сказались на акциях гиганта – они упали на 17% после объявления о сделке.

В дело вмешались Европейская комиссия и Управление по конкуренции и рынкам Великобритании. Контролирующие органы заявили о монопольном сговоре, который противоречит европейскому законодательству. Компания Adobe была вынуждена отменить сделку и выплатила Figma 1 миллиард долларов за нарушение соглашения о покупке.

Дилан Филд выразил благодарность всем, кто внес свой вклад в возможность заключения сделки, и заявил, что будет искать другие пути внедрения инноваций — вместе с Adobe.

Чему предприниматели могут поучиться у создателей Figma

1. Ищите не революционно новое решение, а такое же, как у конкурентов, только лучше

Figma была создана как альтернатива уже существующему продукту. Чтобы учесть все потребности целевой аудитории, которые не удовлетворяет конкурент, создатели Figma потратили 3 года на разработку тестовой версии. Чтобы привлечь первые инвестиции фаундерам не пришлось объяснять, в чем их продукт революционный. Им было достаточно сказать, что это то же самое, что делает Adobe, но с функциями, которых нет у конкурента.

2. Выбирайте узкую нишу

Изначально Figma разрабатывалась как приложение для редактирования изображений. Однако достаточно быстро создатели сервиса поняли, что прототипирование гораздо больше нуждается в собственном инструменте. Когда Филд и Уоллес сосредоточились на разработке инструмента, который позволил бы дизайнерам создавать дизайн-макеты, им удалось привлечь первые инвестиции, а после запуска – достаточно быстро набрать свою аудиторию и стать единорогом.

3. Не пытайтесь привлечь клиентов бесплатным доступом

Если вы хотите привлечь клиентов, которые могут платить много, не пытайтесь продать им свой продукт, предлагая его бесплатно или дешево. Это может вызывать лишние подозрения и отпугивать потенциальных покупателей, как это было у Figma.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована