От идеи до реализации: как появился сервис Collectly
Юрист по образованию и создатель Collectly, Левон Брутян начал свою карьеру в 2009 году. Тогда он присоединился к российскому отделению Creditreform. Компания из Германии занималась коллекторской деятельностью, и ее дела шли так хорошо, что Брутян за время работы был несколько раз повышен и дошел до должности менеджера по направлению СНГ.
Когда будущий CEO Collectly почувствовал, что хочет расти дальше, он принял решение поступить в Hult International Business School (HIBS) в Сан-Франциско. Переезд помог не только получить новые знания, но и посмотреть на то, как устроено ведение бизнеса в США. Особый интерес у предпринимателя вызвала знакомая ему сфера взыскания долгов.
{{cta_banner}}
Как оказалось, коллекторам в США передается около 700 миллиардов долларов долгов, однако успешно взыскивается лишь 10% из них. Все дело – в консервативности отрасли и ее неспособности меняться.
Левон предположил, что взыскание долгов можно автоматизировать, и с этой идеей он вернулся в Москву, где предложил своему другу и бывшему однокурснику из МГУ, предпринимателю Максиму Мизотину, присоединиться к ее разработке.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Сначала Брутян и Мизотин стали искать крупные банки, которые могли бы стать их партнерами. По их замыслу, именно банки, которые специализировались на коллекторской деятельности, могли бы оценить перспективность идеи. Вторым шагом партнеры решили подавать заявки в стартап-акселераторы. Это должно было помочь привлечь финансирование для разработки идеи.
Чтобы выйти на банки, предприниматели рассылали письма ответственным лицам. Однако эта затея не принесла успеха.
Продать продукт через рассылку писем в США — очень сложная задача. Мы посчитали, что сотрудники банков отвечали в среднем лишь на седьмое сообщение. Они очень живо интересовались технологией. А в это время мы про себя думали: «Почему нельзя было ответить на первое же письмо?!».
Левон Брутян, CEO Collectly
Удача улыбнулась им в другом. Бизнес-партнеры были приняты в финский Nordea Startup Accelerator, который был связан с крупным банком Nordea. Участие в программе акселератора позволила привлечь первую финансовую поддержку в размере 12 тысяч долларов. Заинтересованные в проекте бизнес-ангелы из США и Финляндии вложили еще 400 тысяч долларов. Этих средств было достаточно для создания полноценного продукта.
Еще одним шагом к успеху послужило сотрудничество с банком Nordea. Тот был готов протестировать технологию Collectly в своем датском подразделении. В конечном итоге, это тестирование показало, что сервис готов к выходу на американский рынок.
Так, предприниматели подали заявку в Y Combinator, чтобы переехать в Сан-Франциско и заняться вплотную разработкой продукта. Первое интервью в известном стартап-инкубаторе состоялось в феврале 2017 года. Уже вскоре за ним последовало еще одно – с Майклом Сибелем, управляющим директором Y Combinator.
Это было повторное интервью на 25 минут — их устраивают очень редко. Майкл задавал огромное количество вопросов, которые то и дело ставили нас в тупик. Мы вышли из его кабинета с полным осознанием провала. Но внезапно… нам позвонили. В этот момент мы с Максимом стояли в очереди к кассе — хотели заесть и запить горе. Раздался звонок — мы прошли!
Левон Брутян, CEO Collectly