Главная
/
Журнал
/
Бизнес-наука
/
Вендор: самое сильное звено в цепочке продаж

Вендор: самое сильное звено в цепочке продаж

Время прочтения: мин.
28
.
02
.
24

Вендор – это компания, которая производит или поставляет продукцию на рынок. Вендор занимает верхнюю ступень в дальнейшей цепочке дистрибуции любого продукта.

Разберем, что такое вендор с точки зрения маркетинга, чем отличается от поставщика, дистрибьютора или дилера, а также рассмотрим особенности работы вендора в IT.

Вендор: что это такое

С английского слово вендор (vendor) – продавец, торговец. В маркетинге вендор – компания, которая производит и поставляет товар на рынок.

Вендоры не всегда производители своего товара. Главное, что вендор должен быть владельцем торговой марки, представлять собственный бренд. Например, для продукции вендора Apple детали производят сторонние компании.

В задачи вендоров входит продвижение и реализация своего продукта. Они сами формируют спрос на товар и рекламируют его. После реализации они дают гарантию качества, оказывают сервисное обслуживание для своих представителей и потребителей.

{{cta_banner}}

Ключевые характеристики вендора:

  • вендор всегда является владельцем торговой марки;
  • вендор занимается продвижением и рекламой своего товара;
  • вендор реализует свой товар через дальнейших участников рынка;
  • вендор дает гарантии и поддержку.

Типичная схема продаж от вендора: вендор – дистрибьютор – дилер – покупатель.

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Вендор продает товар дистрибьюторам, их задача – распределение продукции вендора на рынке между дилерами. Дилеры доводят продукцию до потребителей.

Схема может сокращаться и видоизменяться. Каждый участник старается получить свою часть прибыли, от этого растет цена конечного продукта. В некоторых случаях компания вендор может работать без посредников, напрямую с потребителем.

Вендор не обязательно производитель чего-то физического вроде косметики или вещей. Это могут быть услуги, сервисы и обслуживание. Например, ПО, программы, CRM-системы и так далее. Подробнее о вендорах в IT-сфере расскажем далее.

Вендор в разных сферах бизнеса

Вендор поставляет свои товары или услуги во всех сферах торговли и бизнеса, в каждой есть свои особенности.

B2C: продукты для частных клиентов

Вендор производит товар для конечного потребителя. Причем работать может как через свои каналы, так и через дистрибьюторов.

Например, Zara или Mango продают свои вещи через собственный интернет-магазин, а также через дистрибьюторов по всему миру и даже по франшизе.

B2B: продукты для корпоративных клиентов

Это деловые отношения между компаниями, когда вендор продает собственный продукт или обслуживает другую компанию. Примеры:

  • В банковской сфере вендор изготавливает для банка пластиковые карты, другой вендор может поставлять и обслуживать банкоматы, третий – заниматься технологией эквайринга.
  • Вендор поставляет технику одной компании, она ее покупает и затем сдает другой компании в лизинг.
  • Вендор разработчик предоставляет готовое IT-решение, ПО, CRM-систему. Самые знаменитые примеры – Microsoft или Лаборатория Касперского.

Еще один пример на рынке B2B: вендинг – система продаж через торговые автоматы. Фотокабины, массажные кресла, автоматы с кофе и снеками – все это вендинговые аппараты.

В этой сфере термин «вендор» – более широкое понятие. Вендорами называют не только тех, кто поставляет оборудование и разрабатывает ПО. Компания, которая покупает вендинговые системы, сдает в аренду и обслуживает, тоже будет вендором.

B2G: продукты для государства

Вендор может предоставлять услуги государственным структурам (business to government). Если IT-компания сделает сайт или приложение для правительства какого-то города, то она будет B2G вендором.

Вендор и стоимость продукта

Так как вендор занимает верхнюю строчку в иерархии продаж, то эта компания и устанавливает цену продукта. Рассмотрим особенности ценообразования.

Рекомендованная розничная цена (РРЦ)

Цена, по которой вендор рекомендует продавать товар покупателю. На РРЦ ориентируются последующие участники цепочки, она указывается на сайте вендора.

Минимальная розничная цена (МРЦ)

Минимальная стоимость товаров вендора указывается в официальном соглашении между участниками рынка. Ниже этой стоимости никто не имеет право продавать товар.

Дилерская цена

Специальная цена для дилеров, которую предоставляет дистрибьютор или вендор. Стоимость публикуется на сайте дистрибьютора и зависит от размера оптовой закупки и репутации дилера на рынке.

Партнерская цена

Индивидуальное предложение от вендоров для надежных и зарекомендовавших себя дистрибьюторов.

Сюда же относится партнерский бонус за то, что компания рекомендует своим клиентам товары вендора и включает их в свое коммерческое предложение.

Например, компания X создает проект, вендор предлагает скидку на свою продукцию за то, что компания X включает в этот проект оборудование вендора.

Плюсы работы с вендором

Работа в партнерстве с компанией-вендором имеет ряд преимуществ для участников рынка.

Контроль качества

Вендор выпускает товар под собственным брендом, а значит, ему важна его репутация. Такая компания контролирует качество, а если поступит бракованная продукция, то вендор должен заменить, починить или вернуть деньги.

Обслуживание и сервис

Вендоры часто берут на себя обслуживание оборудования и оказывают поддержку своим дистрибьюторам, дилерам. Обычно они проводят обучения по своему продукту и стремятся к повышению уровня осведомленности о нем.

Продвижение бренда

Вендоры работают над узнаваемостью бренда. Продукты вендоров известны на рынке и не нуждаются в дополнительной рекламе от партнеров.

Выгодное сотрудничество

Вендор выступает первым в дальнейшей торговой схеме, поэтому может предлагать максимально выгодные цены и скидки.

Передовые разработки

В IT-индустрии многие вендоры – это владельцы уникальных знаний и технологий. Сотрудничать с такими компаниями – значит способствовать развитию индустрии в целом.

Вендор в IT

В IT эти компании также занимают ведущую роль, но здесь деятельность вендора имеет свои особенности.

Вендоры разрабатывают ПО и поставляют свое оборудование. Например, Microsoft обслуживает своим оборудованием и софтом многие компании.

Есть вендоры, которые разрабатывают CRM-системы, программы для автоматизации и упрощения бизнес-процессов. О них расскажем ниже.

В этой сфере также есть независимые вендоры – компании, которые предоставляют узконаправленный, нишевый продукт. Например, программу для учета поступления товаров и продаж на Wildberries или ПО для работы риелторов.

Цепочки продаж от вендора могут быть следующими:

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Вендор разрабатывает программное обеспечение и продает лицензии на его использование. Он занимается маркетингом, рекламой продукта, внедрением, оказывает техническую и консультационную поддержку.

При установке какой-либо программы практически всегда компании нужна помощь во внедрении и адаптации продукта под ее запросы и особенности работы. Дистрибьютор только продает и не осуществляет дальнейшую поддержку. Поэтому вендор старается сам помогать клиенту и имеет отдел внедрения.

Другой вариант: часто вендор сотрудничает с интеграторами – организациями, которые на месте адаптируют продукт вендора под компанию.

Примеры вендоров и адаптации их продуктов в разных компаниях

Работа вендора с потребителями

Например, российская IT-компания «Бизнес решения» разработала корпоративный мессенджер Compass. Как вендор она занимается продвижением, рекламой продукта и продает его своему потребителю. Мессенджер создан для комфортного общения команды без отвлекающих факторов и не требует особой системы внедрения. Его можно установить за один день, а пользование им интуитивно понятно и просто. Compass не сотрудничает с интеграторами, но имеет свою службу поддержки.

{{Попробовать Compass}}

{{pc}}

{{/pc}}

{{mobile}}

{{/mobile}}

Работа вендора и интегратора

С интеграторами работают компании, которые разрабатывают и продают лицензии на использование CRM-системы. Вендоры предоставляют софт, а интеграторы адаптируют его под нужды организации.

CRM-система – более сложный продукт, в котором не каждая организация сможет легко разобраться самостоятельно, на это может уйти много времени. Интеграторы помогают с внедрением. Они создают условия для удобной работы с продуктом: добавляют или убирают функционал, обучают сотрудников и оказывают дальнейшую поддержку.

Система «Битрикс 24» – пример сотрудничества вендора и интеграторов. На своем сайте вендор рекомендует определенных партнеров-интеграторов по всему миру.

Итоги

Вендор – это компания, которая продает и рекламирует продукцию под собственным брендом. Она может не быть производителем, но владеет торговой маркой. Вендор поставляет товары другим участникам цепочки продаж: дистрибьюторам, дилерам, а те – потребителям.

Таким образом, вендор стоит на первом месте, поэтому он может устанавливать минимальную стоимость и рекомендовать розничную цену.

Вендоры есть во всех сферах бизнеса, и работа с ними имеет множество плюсов.

В IT-сфере вендор – компания-разработчик, которая также продвигает и продает свое решение бизнесу. Здесь в схему продаж может быть включен интегратор – компания, которая занимается внедрением и адаптацией продукта индивидуально под каждого клиента.

Книга по теме

Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.
Узнать больше
Ссылка на скачивание Compass для компьютера скопирована