Клиенты Compass – успешные российские компании, у которых можно поучиться тому, как создавать и развивать бизнес. Публикуем рассказ, как небольшая команда тульских айтишников выросла в международную компанию с 250+ готовыми проектами.
Qtim – компания-разработчик с внушительным портфолио и сильной командой. В числе ее заказчиков крупнейшие российские банки, e-comm проекты и образовательные платформы. Для своих клиентов команда разрабатывает сложные сайты, приложения и маркетплейсы. Технологический стек команды включает множество языков программирования, фреймворков и систем CMS.
{{cta_banner}}
Для того, чтобы добиться всего этого, команде понадобилось 6 лет. Рассказываем о том, с какими вызовами команда Qtim столкнулась за это время и как с ними удалось справиться.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Вызов 1. Бизнес остается фрилансом, если не начать им управлять
История Qtim началась в Туле шесть лет назад. Тогда молодой разработчик Антон Фокин принял решение покинуть компанию, в которой он работал, и заняться фрилансом.
На старом месте работы было много однотипных и скучных задач, а Антону хотелось изучать что-то новое и делать проекты, которыми можно гордиться. Кроме того, его не устраивала фиксированный оклад на старом месте работы. Переработки изматывали и при этом не оплачивались.
Сначала Антон ушел фрилансить: брал небольшие заказы на разработку сайтов и параллельно изучал новые технологии. Когда задач стало слишком много, Антону понадобились помощники. Тогда на выручку пришли коллеги с прошлой работы — такие же, как и он, разработчики.
Проблема. Хотя первая команда из 10 человек вполне успешно справлялась с задачами и без работы не сидела, тогда ее нельзя было назвать полноценным бизнесом. В компании не были выстроены процессы управления. Никто не занимался наймом. Недостатки такого подхода стали особенно очевидны, когда в компанию обратился первый крупный заказчик.
Решение. Незадолго до этого в компании появился новый сотрудник – исполнительный директор Артем Трушин. На его плечи легли задачи по выстраиванию всех процессов, и это помогло сделать качественный рывок. Правда, для того, чтобы прийти к пониманию важности этого, компании потребовалось 3 года.
Вывод. Без грамотно выстроенной системы управления фриланс остается фрилансом. Это может затянуться на годы, поэтому крайне важно начать выстраивать бизнес, а для этого команде нужен отдельный сотрудник, который не загружен производственными задачами.
Вызов 2. Сложные проекты могут казаться невыполнимыми на первый взгляд, но именно они позволяют расти
Проверкой на прочность стал контракт с Онлайн-школой №1. Клиент хотел разработать платформу для онлайн-уроков. При этому у него уже был негативный опыт взаимодействия с другим разработчиком: прошлая команда взяла 5 млн рублей и не смогла создать рабочий продукт. Поэтому заказчик был несколько озадачен ситуаций и испытывал недоверие к молодой и малоизвестной команде. Как это выражалось:
Клиент не мог точно описать, что ему нужно.
Техническое задание было абстрактным.
У задачи были жесткие временные рамки: нужно было запустить платформу уже через несколько месяцев.
Объективно разработчики Qtim понимали, что в настоящий момент у них нет необходимых навыков и релевантного опыта, чтобы справиться со столь масштабной задачей. Однако было принято решение не отказываться от хорошего заказчика и начать с небольшого проекта – создать цифровую библиотеку. Для этого были нужны новые сотрудники, и они нашлись.
Обновленная команда приступила к работе и принялась отрисовывать детали, собирать макеты и планировать функционал библиотеки. Проект был реализован в срок, и команда приступила к разработке самой платформы.
«Я понимал: либо я принимаю вызов, и мы вместе растем, либо мы упускаем возможность и топчемся на месте. На созвоне заказчик спросил: “Сделаете к четвертой четверти?”. Я ответил: “Да”. Закрыл ноутбук, а Антон посмотрел на меня и сказал: “Ты дурак? Мы не сделаем”. Он часто повторяет, что тогда не верил, что мы сможем». Артем Трушин, исполнительный директор Qtim
Работать пришлось больше обычного, некоторые задачи брали на себя свободные специалисты, даже если эти задачи были не по их профилю. Только на обсуждения за все время работы ушло 4700 часов.
«Когда закончили проект, мы были уже не шайкой ребят из Тулы, а организованной компанией с огромной экспертизой в Edtech». Артем Трушин, исполнительный директор Qtim
Проблема. Быстро стало понятно, что без системы управления и слаженной организации с проектом не справиться, а о масштабировании самой Qtim придется забыть.
Решение. Чтобы не допустить этого, были внедрены следующие механики:
Ежедневные созвоны для планирования задач и обсуждения текущих дел.
Agile-планирование.
Изучение трендов в Edtech (сфера деятельности заказчика).
Проект удалось закончить вовремя, и работа получила высокую оценку. Однако самое главное, что получила команда – из коллектива фрилансеров Qtim превратились в настоящий работающий бизнес с перспективами роста и проектом в портфолио, которым можно гордиться.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Вторым проектом, который оказал существенное влияние на рост Qtim стал маркетплейс 4Fresh.
Заказчику был нужен новый интернет-магазин за 6 месяцев. Справиться в столь сжатые сроки команда из 8 человек не могла, поэтому пришлось заняться наймом. Это также способствовало ее росту. Команда пополнила ряды новыми профессионалами и в процессе работы получила новые знания.
Вывод. Кризисные ситуации помогают бизнесу расти и развиваться. При этом справиться с кризисом проще, если внедрить планирование и грамотный учет.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Вызов 3. Технические задания оказываются неэффективными для сложных проектов
Опыт работы с высоконагруженными проектами показал Qtim: стандартное техническое задание может усложнить работу, поэтому лучше обходиться без него.
«Команда приступает к работе над проектом и несколько месяцев ждет, пока мы оформим и согласуем ТЗ. Простои никто не оплачивает, плюс многое может поменяться в процессе». Артем Трушин, исполнительный директор Qtim
Так как одной из главных проблем команды за это время стала нехватка времени, к созданию техзадания пришлось выработать новый подход.
«Если есть четкое ТЗ с очерченными границами, мы должны сделать ровно так, как обозначено — иначе нам не заплатят. Мы же идем Win-win: описываем конечный итог и следуем этому пути, постоянно показывая промежуточный результат заказчику». Артем Трушин, исполнительный директор Qtim
Проблема. Когда заказчику нужен сложный проект и при этом окончательно не ясно, каким будет функционал готового продукта, на согласование и обсуждение ТЗ могут уйти месяцы. В условиях, когда компания платит сотрудникам даже за часы простоя, это непозволительная трата времени.
Решение. Qtim выработали собственную систему планирования работы. Для этого каждый проект разбивается на этапы. Каждый этап включает свой макет и строго определенный функционал. Эти данные прописываются в договоре и утверждаются заказчиком.
Сам алгоритм работы над одним этапом выглядит так:
Получение предоплаты за текущий этап;
Выполнение работы;
Презентация результатов заказчику;
Получение второй части оплаты;
Переход к следующему этапу.
Qtim придерживается идеи фокусироваться на достижении конечного результата за счет итерационного подхода. Это помогает реализовывать проект пошагово и регулярно делиться с заказчиком результатами работы.
Вывод. ТЗ на итерацию, а не на весь проект значительно экономит время, что особенно важно в условиях сложных проектов.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Вызов 4. Привычные сервисы для работы больше не доступны в России
За годы работы команда Qtim сформировала привычку использовать определенные инструменты для взаимодействия внутри команды. Эти сервисы помогали планировать задачи, вести обсуждения и давать обратную связь. По обстоятельствам, которые никак не зависели от команды, пришлось полностью пересмотреть этот список.
Вот сервисы, которые команда использует в настоящее время:
Внутреннюю систему управления задачами (Task System Management).
«Мы бы и дальше пользовались Slack, но проблемы с выводом налички и стоимость нам не подходят. Мне нравится тот темп, в котором развивается Compass. Если еще появятся видеоконференции, как в Slack, я окончательно скажу: “Все, Slack больше не нужен”». Артем Трушин, исполнительный директор Qtim
Проблема. Многие сервисы больше не доступны для тех, кто платит со счета в российском банке, команде пришлось пересмотреть список используемых продуктов.
Решение. Команда Qtim заменяет все недоступные продукты на российские аналоги. Например, сейчас от ClickUp она переходит на Yandex Tracker. Miro уже успешно заменена на sBoard. Корпоративный мессенджер Compass заменил Slack.
Вывод. Всегда есть вероятность форс-мажоров, на которые мы не можем влиять. Благодаря развитому ИТ-рынку в России, компания смогла быстро сориентироваться и подобрать новые сервисы без ущерба для работы.
Три функции Compass, которые нравятся Qtim
Переход Qtim в Compass — это не вынужденная мера. Команда уже тестировала другой корпоративный мессенджер и осталась им недовольна. Возможности Compass, наоборот, полностью устроили. Вот три функции, которые им нравятся больше всего:
1. Моментальная доставка сообщений. Между отправкой сообщения и получением проходит несколько долей секунды, а не 20 минут.
2. Спасибо». Команда использует ее, чтобы «благодарить» друг друга за работу. По словам исполнительного директора Артема Трушина, это сплочает команду.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
3. Треды. Эта функция нравится команде Qtim за возможность разгрузить чат от лишних сообщений.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Заключение
Чтобы создать успешный бизнес, необходимо методично выстроить все его процессы, от найма до управления проектами. На примере Qtim можно представить, какие задачи придется для этого решить. Среди них:
Управление проектами и временем. Возьмите в команду отдельного специалиста, который сможет вести эту работу.
Поиск больших заказчиков, которые помогут расти. Беритесь за те проекты, которые научат команду решать большие задачи.
Оптимизация времени на переговоры. Сократите время, которое затрачивается на обсуждения, чтобы потратить его на работу.
Подбор сервисов для повышения продуктивности команды. Используйте сервисы, которые помогут планировать, общаться и управлять проектами эффективно.
Среди российских сервисов есть уже зарекомендовавшие себя продукты, которые не уступают западным. Например, Compass. Он помогает упорядочивать рабочие чаты, вести обсуждения внутри команды в удобном формате, хранить важные данные и документы, а также не отвлекаться на инфошум. Compass позволяет выстроить процессы обсуждения внутри команды и сделать их продуктивными. При этом для команд до 10 человек Compass абсолютно бесплатен.
Книга по теме
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.