Как создать успешную команду и управлять ей в 2024 году
Как создать успешную команду и управлять ей в 2024 году
Время прочтения: мин.
05
.
09
.
24
Чтобы создать успешную команду, мало просто собрать людей, раздать им задачи и выставить сроки дедлайнов. Все намного сложнее, ведь успех бизнеса зависит от многих факторов: качественной коммуникации, налаженных процессов, самостоятельности сотрудников и даже от их самочувствия.
В этой статье расскажем, на что обращать внимание, чтобы в 2024 году создать эффективную команду из вовлеченных и ответственных сотрудников.
Вы читаете журнал Compass — мессенджера для эффективной и безопасной работы в команде.
Что делает команду неэффективной — основные проблемы руководителей
Есть много причин, из-за которых команда неэффективна. Вот некоторые из них:
У сотрудников нет навыков для реализации конкретного проекта.
В команде слишком много людей, поэтому ими сложно управлять.
Вся команда или основная ее часть находится на удаленке. По этой причине возникают сложности с коммуникацией.
У сотрудников низкий уровень мотивации — они плохо вовлекаются в процессы, не проявляют инициативу, работают для галочки.
Продуктивность сотрудников постоянно падает. Они не справляются с планами, срывают дедлайны. Есть признаки профессионального выгорания.
Команда работает хорошо, но только под полным контролем руководителя. Если контроль отсутствует, процессы начинают разваливаться.
Все перечисленные проблемы можно решить. Для этого нужен системный подход, в котором руководитель учитывает несколько составляющих — о них и расскажем.
{{cta_banner}}
Онбординг и система наставничества
Чтобы новые сотрудники быстро вливались в коллектив, нужно создать для этого условия. Мы рекомендуем:
Подготовить базу с инструкциями, чек-листами и другими документами, которые помогут новичкам быстро погрузиться в задачи и понять, как действовать в конкретной ситуации.
Закреплять за новыми сотрудниками опытных специалистов — наставников, которые смогут передать свой опыт и помогут в сложных ситуациях.
Сразу же включать новичков в активности команды: добавлять в чаты-флудилки, предлагать участие в челленджах, подключаться к брейнштормам и т. д.
Но не требуйте от новых сотрудников многого. Дайте им время на то, чтобы познакомиться со всеми процессами, с коллективом. Главная задача на этапе онбординга — это плавная адаптация без стресса.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Регламенты и планирование
Чтобы избежать хаоса в работе, делайте ставку на правила, алгоритмы и регламенты. Многие руководители думают, что они нужны только для глобальных процессов — и совершают большую ошибку. Правила необходимы даже в мелочах — например, для общения в рабочем чате. Вот несколько примеров, которые сделают общение эффективным:
Одна задача — одно сообщение. Все, что касается темы сообщения, обсуждается в тредах, а не в общем чате.
Вся необходимая информация за один раз. Если руководитель пишет сообщение о предстоящем созвоне, то сразу же указывает время, тему, ориентировочную длительность встречи и другие факты, которые имеют значение для участников.
Реакция вместо текста. Чтобы не писать лишние сообщения, сотрудники могут оставлять подходящий эмодзи и тем самым экономить время себе и коллегам.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Такие правила нужно выработать для всех процессов в компании. Затем мы рекомендуем оформить их в регламенты и разместить в папках с общим доступом. Для этого можно использовать онлайн-документы или базы знаний.
Для удобной постановки и отслеживания задач используйте календари с общим доступом. Отлично подойдут и сервисы типа Notion. Они объединяют списки дел, базы данных, канбан-доски и другие инструменты для совместной работы команды.
Четкие процессы — больше самостоятельности
Хорошо выстроенные процессы исключают ситуации, при которых сотрудники ничего не могут сделать без участия руководителей. Четкие алгоритмы и понятные правила помогают команде принимать большинство решений самостоятельно. Это не только ускоряет все процессы, но и делает бизнес более стабильным. Даже если руководители на некоторое время будут вне зоны доступа, никакой катастрофы не случится.
Но это возможно только в тех случаях, когда руководители изначально настроены на делегирование и целенаправленно растят кадры, способные их заменить в определенных ситуациях.
Условия для качественной коммуникации
Для начала подберите мессенджер для рабочего общения. Подойдет приложение, в котором можно создать выделенное рабочее пространство для команды или крупного проекта, а также правильно настроить чаты. Лучше ориентироваться на мессенджер с тредами и функцией гостевого доступа для клиентов/подрядчиков.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Чтобы созваниваться с командой, нужно и приложение для видеосвязи. Тут вариантов много: от старого доброго Zoom до Google Duo или Discord.
Поддерживающая атмосфера
Техническая база — это еще не все, что нужно для качественной коммуникации. Когда мы говорим о комфортном и продуктивном общении в команде, то учитываем и атмосферу, особенности взаимодействия между всеми участниками компании. Тут тоже важно разработать свои правила:
Давать слово всем, кто хочет высказаться. В хорошей команде каждый имеет право на свое аргументированное мнение.
Делать ставку на конструктивное взаимодействие. Критика, обесценивание, пассивная или открытая агрессия, любое токсичное поведение — все это неприемлемо и со стороны руководителей, и со стороны других сотрудников.
Сокращать дистанцию между руководителями и другими сотрудниками. Важно уходить от модели «начальник-подчиненный» в сторону доверительного и уважительного взаимодействия.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Чем спокойнее и комфортнее сотрудникам в коллективе — тем больше шансов, что они будут проявляться, делиться интересными идеями и на 100% вкладываться в достижение общих результатов.
Инструменты для вовлеченности
Некоторые руководители до сих пор думают, что заработная плата — это фактор, который мотивирует и вовлекает сотрудников в работу. Но на практике это не так. Деньги очень важны, но их недостаточно, чтобы команда была увлечена своим делом и горела результатом.
Чтобы повысить мотивацию сотрудников, попробуйте следующие инструменты:
Гибкая система бонусов. Награды за достижения могут быть разными — все зависит от сферы деятельности компании, самого коллектива. Оплата обучающих курсов, поездки, возможность поучаствовать в масштабном и интересном проекте, выступление на конференции — можно рассматривать любые варианты.
Геймификация. Она предполагает не только соревнования между отделами, составление табличек лидеров и выдачу значков. Если вы хотите детально погрузиться в эту сложную и интересную тему, советуем прочитать книгу Ю-Кай Чоу «Геймифицируй это».
Глобальная цель — она же миссия. Каждая компания, которая создает продукт или услугу, решает большую задачу. Если это правильно преподнести, то сотрудники будут чувствовать себя частью чего-то важного и значимого — и это повысит их мотивацию.
Мозговые штурмы. Когда команда совместно думает над решением важных задач, ее участники ощущают свою значимость. А еще брейнштормы дают простор для проявления творческих способностей, что тоже нравится сотрудникам.
Если вы внедряете эти и другие инструменты вовлечения, делайте это правильно: всегда анализируйте результат и собирайте обратную связь от участников. Нередко случается так, что энтузиазм руководителя приводит к лишней, ненужной загрузке команды. Важно вовремя заметить, какие из новых решений помогают, а какие создают хаос и напрягают команду.
Мощный инструмент для вовлеченности команды — это личный пример руководителя. Если он участвует в разных активностях, регулярно дает положительную обратную связь, старается вдохновить и всегда готов выслушать чужое мнение, это всегда дает отличные результаты.
Профилактика выгорания
Если вы хотите, чтобы ключевые сотрудники вашей команды работали долго и эффективно, обязательно учитывайте такое явление, как профессиональное выгорание. Перегрузка задачами, отсутствие нормального отдыха, постоянный стресс, неблагоприятная обстановка в коллективе — все это и некоторые другие факторы приводят к тому, что человек «сгорает» на работе.
Чем больше у такого сотрудника задач и чем выше его ответственность — тем сильнее в таком случае страдает бизнес. Чтобы снизить риски подобных ситуаций, важно:
Контролировать нагрузку на команду: ставить адекватные дедлайны, давать в работу то количество задач, которое люди могут осилить, не жертвуя своим здоровьем, личной жизнью.
Поощрять заботу сотрудников о себе. Важно транслировать идеи о том, что качественный отдых, полноценный сон, регулярный спорт, время с родными и близкими людьми — это очень важно. Работа не должна быть единственным, на чем сконцентрирован человек.
Регулярно отслеживать состояние сотрудников. Если у кого-то снизилась продуктивность, нужно предложить помощь и попытаться выяснить, в чем дело. А вот сразу использовать метод кнута, не разобравшись в деталях, — не самое дальновидное решение.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Принести настоящую пользу команде может только здоровый, отдохнувший сотрудник, у которого все хорошо в жизни. Если человек работает на пределе своих возможностей и не видит ничего, кроме рабочих задач, рано или поздно это приведет к выгоранию.
Чек-лист для создания успешной команды
Создайте правила и регламенты для всех процессов в компании.
Позаботьтесь о новичках — уделите внимание онбордингу.
Делегируйте и растите сотрудников, которые способны самостоятельно принимать решения.
Подберите приложения, в которых удобно работать: корпоративный мессенджер, приложение для видеосвязи, календарь с совместным доступом, базу знаний и т. д.
Создайте атмосферу, в которой каждый участник команды будет чувствовать себя комфортно: от руководителя до человека, который работает первый день.
Повышайте вовлеченность собственным примером, а также с помощью геймификации, брейншторминга, гибкой системы бонусов и других инструментов.
Займитесь профилактикой выгорания и помните: «сгоревший» на работе сотрудник бесполезен для вашего бизнеса.
Книга по теме
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.