Что такое семейный бизнес
Семейный бизнес – это компания, которая контролируется членами одной семьи, например, мужем, женой, братом, сестрой, родителями и так далее. При этом родственники должны владеть не менее 50% бизнеса.
Семейное дело может существовать как в одном поколении, так и передаваться по наследству. В мировой практике много примеров компаний, которые переходили от отцов к детям, но для российской действительности это пока скорее исключение, чем правило.
Вне зависимости от срока существования, семейный бизнес выгодно отличается от остальных компаний:
- он более стабильный – легче переживает кризисы;
- ориентирован на долгосрочную работу;
- демонстрирует высокий уровень ответственности перед клиентами.
Это более прибыльный и успешный бизнес, потому что члены одной семьи, как правило, больше вовлечены в общее дело, поддерживают друг друга и за счет этого легче переносят сложные времена. Они понимают ценность семейного предприятия для всего рода.
{{cta_banner}}
Семейный бизнес в мире
Фамильный бизнес процветает по всему миру. Согласно данным Торгово-промышленной палаты за 2023 год:
- В странах Европы доля семейных компаний составляет от 65% до 80%, в зависимости от региона. Они создают до 50% рабочих мест.
- В Великобритании и США на семейных предприятиях трудится около 60% трудоспособного населения.
Крупнейшая семейная компания сегодня – это сеть супермаркетов Wall-Mart в США. В топ-50 семейных бизнесов мира входят такие известные бренды, как Ford, Dell, LG, Nike, Mars и L’oreal.
Наибольшее количество крупных семейных бизнесов находятся в таких странах, как:
- США;
- Германия;
- Франция;
- Китай;
- Италия.
Россия пока в конце этого списка – в рейтинг топ-500 мировых семейных бизнесов в 2023 году попала только 1 организация. Это закономерно, ведь рыночная экономика в нашей стране насчитывает чуть больше 20 лет, а на то, чтобы создать крупное семейное предприятие, нужно гораздо больше времени.
Но потенциал семейного бизнеса очевиден – мини-бизнес, созданный членами одной семьи, через несколько десятилетий может вырасти серьезное фамильное предприятие.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Семейные компании в России
Несмотря на то, что фамильные компании в России пока не стали такими же масштабными, как в европейских странах, семейный формат работы уже получил достаточно широкое распространение.
По данным Торгово-промышленной палаты, 74% среднего и малого бизнеса в нашей стране – это компании, в которых работают супруги или родственники. Больше половины таких организаций имеют оборот до 500 миллионов рублей в год.
Преемственность поколений в российском бизнесе тоже присутствует, хоть она пока и неярко выражена:
- 55% компаний – семейные в первом поколении;
- 37% – во втором;
- 8% – в третьем поколении и больше.
В некоторые отрасли фамильный бизнес вносит ощутимый вклад:
- 99% фермерской продукции выращено семейными сельскохозяйственными компаниями;
- 95% частных школ России основаны семейными предпринимателями;
- 80% частных гостиниц – это семейный бизнес;
- 60% предприятий общепита – тоже;
- 35% российской косметики создано семейными фирмами;
- 30% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни.
Семейные компании значимы для экономики страны и поддерживаются на федеральном уровне. Например, Торгово-промышленная палата регулярно проводит Всероссийский Форум семейного предпринимательства, а в 2023 году был запущен спецпроект «100 надежд бизнеса: возрождение бизнес-династий России».