Нанимая сотрудников, руководитель в первую очередь смотрит на квалификацию и опыт работы. Но достижение цели предполагает не только наличие компетенций у сотрудников. Им необходимо работать в команде, быть сплоченными и мотивированными, иметь общее видение целей.
Рассказываем, как сделать так, чтобы члены команды следовали общей цели, знали свои роли и эффективно решали задачи компании.
{{cta_banner}}
Что такое команда
Команда – это группа людей, объединенных одной целью. Участники команды вместе нацелены на результат. Каждый сотрудник имеет свои задачи, их выполнение ведет к реализации цели. Члены команды должны усиливать друг друга, чтобы рабочие процессы не прерывались, а задачи выполнялись эффективно.
Особенности эффективной команды
Не каждую группу людей можно назвать командой. Ниже рассмотрим, какими признаками обладают коллективы, из которых складываются настоящие команды.
Общие цели
У каждого участника должно быть понимание того, что он делает, зачем и для чего. Все задачи выполняются для достижения общей цели. Амбициозной, но реализуемой.
Определенные роли
У каждого члена команды есть своя роль. Он должен понимать свои задачи и зоны ответственности других людей. Никто не выполняет одно и то же, а если нужна помощь, знает к кому обратиться.
В хорошей команде не все участники должны быть суперпрофессионалами. Специалисты уровня junior нужны для выполнения задач более простых и текущих. Это поможет опытным специалистам сосредоточиться на достижении стратегических целей.
В корпоративном мессенджере у сотрудников есть карточки, которые помогают сориентировать коллег, кто чем занимается и за что отвечает.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Ясное и открытое общение
В основе любой командной работы лежит понятная и открытая коммуникация. Участники не боятся высказывать свои идеи, обращаться за помощью, стремятся поддерживать друг друга, устраивают мозговые штурмы и вместе обсуждают решения задач.
Как создать и сформировать команду
Для формирования команды необходимо определиться с критериями отбора кандидатов на вакансии.
Hard skills
Сюда относятся профессиональные навыки, конкретные знания, опыт. Конечно, для эффективности работы квалификация кандидата имеет значение, но, как говорилось выше, не стремитесь набирать весь коллектив из профессионалов. В каждой работе есть рутинные дела, не требующие супернавыков. Выполнение текущих задач можно доверить перспективным новичкам. Например, отдел состоит из одного специалиста уровня Senior, нескольких крепких Middle и джуниоров на подхвате. Таким образом, останется больше времени и ресурсов для решения сложных и нестандартных задач.
Soft skills
Это личностные навыки. Взаимодействие в команде важно для осуществления целей, быстрого принятия решений. Поэтому сотрудник должен:
уметь слушать и слышать;
иметь желание развиваться и учиться;
адекватно воспринимать критику;
быть стрессоустойчивым.
У всех есть сильные и слабые стороны, и сотрудник должен быть готов прокачивать их и проходить необходимое обучение.
Жизненные ценности
Какие у человека интересы, планы, что он ценит в людях? Как воспринимает трудности и подходит к их решению? Все мы разные, и это хорошо. В работе это помогает смотреть на задачи под разными углами. Но, делая общее дело, важно иметь и общие жизненные понятия и ориентиры. Чтобы человек вписался в корпоративную культуру, ему должны быть близки ценности компании.
Мотивация
У каждого кандидата есть мотивация, и не всегда это деньги. Они не должны быть единственной целью. Новый опыт, знания, получение практики, карьерный рост, решение креативных задач, интересные направления – узнайте, что еще движет человеком. Если в вашей компании сотрудник будет иметь возможность реализоваться, то он будет сам мотивирован на достижение поставленных целей.
Как управлять командой проекта
Когда команда собрана, вы должны дать ей точки опоры и сформировать структуру. У членов коллектива должна быть организация, система.
Понятные цели и план
Команде нужно дать ясную цель, или можно организовать мозговой штурм и сформулировать ее вместе. Цель должна быть известна всем, а не только руководству. Путь каждый сотрудник понимает, к какому результату идет команда.
Чтобы его добиться, не забудьте про планирование. Разбейте путь к цели на задачи и подзадачи. Эти действия в перспективе помогут в мониторинге проекта.
Четкое распределение ролей
В соответствии с планом распределите все функции. Члены группы должны знать свою роль в команде и видеть, где ответственность другого. Пусть каждый выполняет конкретную задачу согласно его компетенциям и кругу обязанностей.
Если коллектив набирается постепенно, то для эффективной работы в команде нужен грамотный онбординг новых сотрудников. Адаптация новичка занимает некоторое время. Этот процесс пройдет быстрее, если у него будет наставник. Всегда легче вникать в свою работу, когда знаешь, кому задать вопрос.
Когда понятны задачи и роли, то видно сколько в целом понадобится ресурсов для результата. Так можно контролировать численность команды.
Утверждение сроков
Для достижения целей команды утвердите дедлайны для каждой поставленной задачи.
Общение в одном информационном поле
Для эффективной работы и коммуникации между участниками удобно пользоваться одним инструментом.
Им может стать корпоративный мессенджер. Здесь можно создавать чаты под один отдел или проект, вести всю отчетность и решать задачи компании.
Этот инструмент полезен при совместной деятельности, когда сотрудники работают удаленно. Видя действия друг друга в приложении, пусть и на расстоянии, коллеги остаются в рамках рабочей атмосферы.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Отслеживание прогресса
Чтобы понимать, что проект реализуется по намеченному плану и все цели будут достигнуты вовремя, отслеживайте показатели на каждом этапе. Например, отдел продаж может отчитываться раз в месяц о количестве совершенных сделок или выручке.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Как общается успешная команда
Работать вместе часто значит постоянно общаться. Исследования показывают, что налаженные социальные связи внутри современной компании определяют ее успех. Правильная организация командной коммуникации позволит достигать поставленных целей, быстро решать задачи и принимать решения, правильно понимать своих коллег и особенно иметь комфортные отношения в коллективе.
Есть несколько принципов общения, которые работают в успешных командах.
Уважение и поддержка
Коммуникация должна быть построена на взаимном уважении. Создайте атмосферу доверия и сотрудничества, в которой люди хотят и не боятся высказываться, ни одна идея не обесценивается, а мнение других интересно и учитывается в решениях.
Например, можно использовать для этого чаты в корпоративном мессенджере. В чате «Гипотезы» можно предложить сотрудникам высказывать творческие идеи по задачам и проектам. Коллеги отмечаются в виде реакций и комментариев, автор идеи видит, что к его мнению прислушиваются.
Если есть проблемы и сотруднику нужна помощь, это тоже можно вынести на обсуждение в отдельный чат. Слова поддержки и мнение коллег, высказанные в корректной и этичной форме, будут полезны для укрепления командного духа.
Открытое обсуждение проблем и честное взаимодействие, также помогает снимать напряжение в коллективе и, как результат, урегулировать конфликты на стадии зарождения.
Обратная связь после встреч
Давайте друг другу обратную связь после созвонов, встреч и других совместных обсуждений. Это касается всех участников. Можно создать отдельный чат для фидбэков. Участники пишут краткое резюме: что поняли, какие задачи берут и что выполнят в первую очередь. Это важно для развития команды, чтобы быть на одной волне и знать, кто чем занимается. Вы как лидер можете оценивать, как донесена информация, не упущены ли значимые моменты.
Обратная связь от руководителя
Давать правильный фидбэк сотрудникам – это навык, важный для руководителя команды.
Отмечайте успехи своих подчиненных. Не злоупотребляйте банальным «Молодец». Говорите или пишите, что именно получилось хорошо. Так сотрудник будет чувствовать свою ценность и получать позитивный настрой.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Если сотрудник совершил ошибку, старайтесь давать обратную связь бережно и по фактам, без личностных оценок. Еще следует делать это один на один. Если пользуетесь мессенджером, напишите в личные сообщения. Выясните причины, спросите, что происходит с точки зрения сотрудника и какие у него есть предложения по решению проблемы. Такой подход позволит посмотреть на ошибку как на точку роста.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Сплочение коллектива не только работой
Занятие одним делом объединяет людей, а неформальное общение сближает. Необязательно организовывать для этого масштабные мероприятия. Заказ пиццы в офис в конце трудовой недели позволит немного выдохнуть и на время отключиться от рабочих целей и задач. Коллеги смогут отвлечься от обсуждения стратегических целей и поделиться историями из жизни. Кто-то расскажет, как проспал в день дедлайна, но все равно сдал работу вовремя. Другой, возможно, поделится забавным случаем из жизни своей семьи. Люди раскроются друг для друга чуть больше. Это очень способствует налаживанию комфортной среды.
Когда управление персоналом происходит в удаленном формате, неформальное взаимодействие в команде можно также наладить в мессенджере. Как создавать нужную атмосферу – будет зависеть уже от вас. Например, можно создать чат для мемов или креативных инсайтов, там же можно устраивать корпоративные игры.
Что мешает эффективности команды
Рассмотрим несколько факторов, которые могут привести к снижению эффективности работы в проектной команде.
Полный контроль
Для управления проектами не нужно постоянно быть на связи с командой и следить за каждым шагом. Задача руководителя – не раздавать директивы и указывать, как их выполнять. Менеджмент – это умение управлять, не контролируя. Дайте сотрудникам больше свободы в реализации намеченной вами стратегии.
Для поддержания рабочей дисциплины у команды должны быть дедлайны и оговоренные задачи, за которые каждый несет ответственность.
Для закрепления самостоятельности с самого начала можно ввести три правила в рабочую рутину:
если возникает вопрос, сначала попробовать найти ответы самому, а потом спрашивать у коллег;
при согласовании вопроса с руководителем самому предлагать несколько вариантов, как эффективно решить возникшую задачу;
скидывать в чат в начале дня план на день и отчет по выполненным пунктам в конце.
{{pc}}
{{/pc}}
{{mobile}}
{{/mobile}}
Недоверие к профессионалам
Это нормально, если сотрудник разбирается в какой-то сфере лучше, чем руководитель. В этом случае не давите своим авторитетом и воспользуйтесь его знаниями. Доверьтесь профессионалу своего дела и дайте возможность действовать по-своему. Менеджеру не нужно самому быть гуру программирования, чтобы создать инновационный продукт. Ему нужно найти гуру и собрать команду.
Игнорирование успехов
Для повышения эффективности команды недостаточно вместе обсуждать возникшую проблему и сообща искать способы решения. Поводом для встреч должны быть и успехи коллег. Их достижения не должны быть сами собой разумеющимися. Попробуйте начать проводить созвоны и благодарить сотрудников, когда достигнуты хорошие результаты в тех или иных показателях. Это подстегнет их мотивацию и укрепит самоценность.
Чек-лист: как организовать эффективную работу в команде
Не каждый коллектив становится успешной командой. Только сплоченная команда будет давать хорошие результаты. Как наладить процесс эффективной работы? Вот краткий чек-лист:
Выбирая кандидата, обращайте внимание не только на его профессиональные навыки, но и на его личные качества и взгляды. Жизненные ценности участников команды должны быть схожи.
Узнайте больше о мотивации кандидата. Создавайте дополнительные стимулы помимо зарплаты – это даст больший эффект.
Ставьте понятные цели и задачи. Их должны знать все члены коллектива. Составьте план по их достижению.
Четко распределите роли в команде. Все должны понимать свою ответственность и знать, чем занимаются другие. Нужно, чтобы каждый выполнял свою работу и не делал то же самое, что коллега.
Утвердите дедлайны. Это касается и масштабных целей, и небольших задач.
Работайте в одном информационном поле, например, в одном корпоративном мессенджере. Это способствует высокой концентрации и вовлеченности сотрудников.
Периодически отслеживайте показатели по ключевым задачам, чтобы понимать, все ли идет по плану.
Создайте условия для ясной и открытой коммуникации в команде. Нормой должно быть высказывание своих идей и гипотез по проектам, проблем, мешающих в работе. Важна корректная обратная связь для понимания друг друга, мотивации или исправления ошибок.
Избегайте тотального контроля над сотрудниками. Вы не должны быть надзирателем. Научите коллег проявлять самостоятельность.
Отмечайте успехи компании, концентрируйтесь на сильных качествах сотрудников. Так участники увидят, что их ценят и они не зря вкладывают свои силы.
Книга по теме
Зарабатывайте, рекомендуя мессенджер Compass
Поделитесь с нами контактами знакомого руководителя и получайте стабильный ежемесячный доход.