Комментарий Compass
Давайте попробуем разобраться, почему такая ситуация может возникнуть в коллективе.
Страх — это бессознательная реакция, которая возникает у нашего организма в ответ на какие-то стимулы. Испытывать страх — это не выбор, а базовая эмоция. Можно только выбрать, как действовать в ответ. Человеческие реакции на пугающий стимул обычно укладываются в три варианта — бей, замри, беги. И речь может идти не только о том, чтобы убежать от агрессивно настроенного животного, но и о том, как отреагировать на знакомые рабочие ситуации. По данным HeadHunter, сотрудники чаще всего переживают за свой профессиональный рост и статус — совершить ошибку, потерять авторитет в глазах руководителя, попасть в конфликтную ситуацию или быть уволенным. Угроза утратить свой социальный статус — действительно пугающая вещь в современном мире, и сложно винить сотрудников за их тревогу.
Решать возникшие сложности нужно исходя из этого. Сотрудники, которые постоянно испытывают тревогу и страх, не задумываются о вашем лидерстве и целях компании. Они сосредоточены на том, чтобы не допустить ошибки — и как можно скорее передать вам ответственность обратно. Конечно, коллеги в этот момент не ведут себя как взрослые, они больше похожи на школьников, которые беспокоятся перед контрольной работой. Для бизнеса такое состояние команды чревато — сотрудники боятся не только руководителя, но и брать на себя ответственность и предлагать новые решения. Компания, где коллеги тревожатся, а руководитель вынужден давить и требовать больше и больше, будет стагнировать, а текучка сотрудников начнёт увеличиваться.
{{cta_book}}
Но это не безнадёжная ситуация! Вам действительно нужно поговорить с командой, но не так, как вы общались с ними раньше. Начать продуктивный диалог помогут правила ненасильственного общения. У этой практики всего три принципа — самовыражаться (говорить через я-высказывания), понимать свои потребности и чувствовать состояние собеседника. Например, можно начать диалог не со слов «Меня раздражает происходящее в нашей компании» (ведь речь о ситуации, а не о ваших эмоциях), а с фразы «Я чувствую злость из-за того, что происходит в компании». Важно выслушать ваших сотрудников: спросите, как они видят сложившуюся ситуацию и какие пути решения они могут предложить. Обсудите с ними то, что происходит — так вам будет легче увидеть полную картину и найти пути развития.
Причина непонимания в команде может быть и в том, что вы говорите с сотрудниками не на том языке или ставите их в позицию жертвы, начиная с прямой агрессии или провокации. Если хотите больше узнать о том, как стать лидером без давления и вести команду за собой, мы советуем вам книгу «Лидер и племя: пять уровней корпоративной культуры».
Если есть вопросы, напишите нам с пометкой «В редакцию»: [email protected]